Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как защитить деловую репутацию

Деловая репутация в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности является важнейшим активом любого субъекта хозяйствования. Причинение вреда деловой репутации влечет снижение доверия к юридическому лицу, ИП, гражданину и, как следствие, убытки от уменьшения объема реализации товаров (работ, услуг).

Ввиду особой важности деловой репутации для субъектов гражданских правоотношений в законодательстве предусмотрен особый механизм ее защиты. Согласно п. 1 и п. 7 ст. 153 ГК юрлицо, гражданин, в том числе ИП, вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Понятие деловой репутации

Законодательство не содержит определения термина «деловая репутация». Деловая репутация это прежде всего качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности субъекта хозяйствования.

В п. 1 постановления Пленума ВХС от 26.04.2005 № 16 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации» (далее – постановление № 16) деловая репутация в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности определяется как оценка участника отношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности другими участниками этих отношений, умаление (дискредитация) которой может негативно повлиять на осуществление этим участником указанной деятельности. Умаление деловой репутации осуществляется путем распространения порочащих ее, не соответствующих действительности сведений.

Под распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, понимается их сообщение неопределенному кругу лиц, в том числе посредством опубликования в печатных средствах массовой информации, в радио-, теле- и видеопрограммах, размещения в глобальной компью­терной сети Интернет, демонстрации на плакатах, стендах, световых табло и в иной форме.

Сообщение указанных сведений непосредственно лицу, которого они касаются, не является их распространением, кроме случаев, когда сообщившее эти сведения лицо не приняло мер, исключающих доступность этих сведений неопределенному кругу лиц (п. 2 постановления № 16).

Критерий порочности сведений раскрыт в п. 3 постановления № 16. Порочащими деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности являются сведения, не соответствующие действительности, носящие предосудительный характер (например, сведения о нарушении действующего законодательства, о недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, о нарушении этики делового оборота).

Порочащими деловую репутацию юрлица в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности могут являться не соответствующие действительности сведения о его руководителе, других работниках при выполнении ими своих трудовых функций и (или) должностных полномочий, если это негативно влияет на осуществление юрлицом предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Не являются порочащими деловую репутацию сведения, которые содержат соответствующие действительности утверждения об имеющихся у ИП или юрлица недостатках в предпринимательской деятельности либо носящие характер оценочного суждения или мнения, проверить которые на предмет их соответствия действительности не представляется возможным.

Таким образом, исходя из смысла ст. 11 и 153 ГК защита деловой репутации – это реализация установленных законом механизмов, направленных на пресечение распространения сведений, которые наносят ей вред, и восстановление репутации.

Способы защиты

Анализ ст. 153 ГК позволяет выделить следующие способы защиты деловой репутации.

1. Опровержение порочащих деловую репутацию сведений в форме (п. 2 ст. 153 ГК):

а) непосредственного размещения опровержения в источнике порочащих сведений. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения, либо способом, установленным судом. Как указано в ч. 2 п. 11 постановления № 16, порочащие деловую репутацию истца сведения должны опровергаться способом, наиболее приближенным к способу их распространения. Например, если сведения распространены СМИ, то опровергаются в тех же СМИ тем же способом (информация содержится в статье – опровержение печатается в издании, где напечатана статья, и т.п.);

б) замены или отзыва документа, исходящего от организации, если он содержит порочащие репутацию сведения. Замена или отзыв производятся тем же органом или лицом, которое ранее направляло документ с порочащими сведениями;

в) иных способов опровержения:

– опубликование своего ответа в тех же СМИ, которые распространили сведения (если выпуск СМИ, в котором были распространены такие сведения, на время рассмотрения спора прекращен, суд может обязать ответчика оплатить публикацию ответа истца в другом СМИ);

– опровержение и удаление информации в сети Интернет, если после распространения порочащих репутацию сведений они оказались в Интернете (в этом случае юрлицо либо ИП вправе требовать и удаления информации, и опровержения порочащих сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет).

2. Опубликование своего ответа в тех же СМИ.

В соответствии с ч. 2 п. 2 постановления № 16 при распространении в СМИ сведений в виде оценочных суждений или мнений, умаляющих, по мнению юрлица, организации, не являющейся юрлицом, ИП или гражданина, их деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, эти лица могут согласно п. 3 ст. 153 ГК воспользоваться правом на опубликование в том же СМИ противоположной точки зрения в виде опровержения распространенных сведений.

3. Признание распространенных сведений не соответствующими действительности (п. 6 ст. 153 ГК).

В ч. 3 п. 4 постановления № 16 указано, что исходя из п. 6 ст. 153 ГК защита деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности обеспечивается также при невозможности установления лица, распространившего сведения (например, при распространении сведений в глобальной компьютерной сети Интернет). В таких случаях признание этих сведений не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности возможно посредством обращения в хозяйственный суд с соответствующим заявлением в порядке гл. 26 ХПК.

4. Возмещение убытков, причиненных распространением порочащих сведений, и компенсация морального вреда (п. 5 ст. 153 ГК).

Требование о возмещении убытков и (или) о компенсации морального вреда может быть заявлено и в том случае, если ответчик добровольно опроверг распространенные об истце сведения, порочащие его деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (ч. 2 п. 12 постановления № 16). Но моральный вред может быть компенсирован только физическому лицу.

Внесудебный порядок защиты

В рамках внесудебного порядка защиты деловой репутации лицо, чьи права нарушены, обращается непосредственно к распространителю (или автору) порочащих сведений в порядке ст. 13 ГК о самозащите гражданских прав.

Распространитель информации может добровольно отозвать документ, в котором содержится спорная информация, либо опровергнуть размещенные в СМИ сведения. Порядок опровержения (удаления, предотвращение распространения) в этом случае определяется законом или соглашением сторон.

Специальный механизм внесудебной защиты прав закреплен в ст. 42 Закона от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 427-З), которая предусматривает следующие способы защиты:

– публикация (распространение) опровержения порочащих сведений;

– размещение в том же СМИ ответа гражданина или организации.

Если юрлицо, на которое возложены функции редакции СМИ, или владелец информационного ресурса (его составной части), размещенного в сети Интернет, не имеют доказательств того, что распространенные ими сведения соответствуют действительности, они обязаны распространить опровержение (поправку либо уточнение) (п. 2 ст. 42 Закона № 427-З).

Порядок распространения опровержения (ответа) установлен в ст. 43 Закона № 427-З. Например, со­гласно п. 5 ст. 43 Закона № 427-З опровержение ин­формации, распространенной посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляется на том же информационном ресурсе (его составной части), посредством которого были распространены опровергаемые информационное сообщение и (или) материал, не позднее дня, следующего за днем поступления требования об опровержении (ответе) или текста опровержения (ответа), в специальной рубрике либо на том же месте страницы и тем же шрифтом, что и опровергаемые информационное сообщение и (или) материал. При этом опровергаемые информационное сообщение и (или) материал подлежат удалению.

Судебный порядок защиты

Лицо, деловая репутация в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности которого дискредитирована, может обратиться в суд с иском о защите своих прав, если известен распространитель (автор) порочащих сведений. Если распространитель не установлен, то пострадавшее лицо может обратиться в экономический суд с заявлением о признании порочащих деловую репутацию сведений не соответствующими действительности в рамках особого производства (гл. 26 ХПК).

Согласно ч. 1 п. 5 постановления № 16 в порядке ст. 153 ГК не подлежат рассмотрению требования об опровержении сведений, которые содержатся в судебных постановлениях, в том числе в приговорах, постановлениях органов дознания и предварительного следствия, в других официальных документах, для обжалования которых предусмотрен иной установленный законодательством порядок либо которые содержатся в исходящих от госорганов письмах, касающихся вопросов соблюдения юрлицом, организацией, не являющейся юрлицом, ИП или гражданином законодательства и представляющих официальное мнение должностных лиц госорганов.

Юрлицо, организация, не являющаяся юрлицом, ИП или гражданин вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих их деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, без предварительного соблюдения досудебного порядка обращения с таким требованием к лицу, распространившему эти сведения, в том числе в случае, когда иск о защите деловой репутации предъявлен к юрлицу, на которое возложены функции редакции СМИ (ч. 1 п. 4 постановления № 16).Тем не менее досудебное урегулирование спора может привести к добровольному удовлетворению требований о защите деловой репутации без необходимости обращения в суд.

На требование о защите деловой репутации согласно ст. 209 ГК исковая давность не распространяется.

В п. 6 постановления № 16 указано, что дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности рассматриваются хозяйственными судами по правилам специальной подведомственности независимо от того, является ли ответчик коммерческой или некоммерческой организацией, либо организацией, не обладающей статусом юрлица, либо гражданином, не являющимся ИП.

Исковое заявление о защите деловой репутации долж­но соответствовать общим требованиям (ст.ст. 159–160 ХПК), в нем также должны быть указаны:

– сведения, которые истец считает умаляющими его деловую репутацию (например, на какой странице, в каком абзаце печатной публикации эти сведения содержатся);

– в чем выражается их несоответствие действительности;

– какой порядок их опровержения предлагает истец (при предъявлении требования об опубликовании опровержения его текст должен быть представлен суду).

В случае отсутствия указания в исковом заявлении конкретных материально-правовых требований оно оставляется без движения (ст. 162 ХПК).

Заявление о признании порочащих деловую репутацию сведений не соответствующими действительности должно соответствовать требованиям ст. 233 ХПК.

Согласно приложению 16 к НК размер госпошлины при подаче иска о защите деловой репутации составляет 20 БВ для юрлиц, 10 БВ – для ИП, 5 БВ – для граждан, а при подаче заявления о признании порочащих деловую репутацию сведений не соответствующими действительности в рамках особого производства – 10 БВ.

В соответствии с п. 7 постановления № 16 ответчиками по делам о защите деловой репутации могут являться:

– авторы материалов, содержащих сведения об истце, не соответствующие действительности и порочащие его деловую репутацию;

– лица, распространившие указанные материалы и (или) сведения;

– учредитель СМИ (если редакция СМИ не является юрлицом);

– лицо, явившиеся источником спорных сведений (если оспариваемые истцом сведения распространены СМИ при наличии исключающих его ответственность обстоятельств).

Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений, порочащих его деловую репутацию, и вправе представлять доказательства несоответствия действительности распространенных о нем сведений и их негативного влияния на его деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А вот обязанность доказывать соответствие действительности распространенных об истце сведений возлагается на ответчика независимо от того, предъявлено ли требование о защите деловой репутации либо о возложении на СМИ обязанности опубликовать опровержение.

Исковые требования подлежат удовлетворению при совокупности трех условий, в частности, если установлены:

1) факт распространения ответчиком сведений об истце;

2) порочащий характер этих сведений;

3) несоответствие сведений действительности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств суд не может удовлетворить иск.

Экономический суд также откажет в иске, если в ходе судебного разбирательства ответчик представит доказательства добровольного устранения умаления деловой репутации истца (решение хозяйственного суда г. Минска от 04.10.2006 по делу № 5-11/06).

Кроме того, предусмотренные ст. 153 ГК основания для удовлетворения требования о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности отсутствуют, если сведения об истце (например, о совершении им правонарушения в сфере предпринимательской деятельности) сообщены компетентному госоргану.

Такое сообщение необходимо расценивать не в качестве распространения порочащих деловую репутацию истца сведений, а как реализацию сообщившим сведения лицом права на его обращение к компетент­ному госоргану с целью получения соответствующего ответа или решения (ч. 2 п. 5 постановления № 16).

Возмещение убытков

Согласно п. 5 и п. 7 ст. 153 ГК, ст. 14 ГК лицо, о предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности которого распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе кроме опровержения таких сведений требовать возмещения убыт­ков, а физлицо, в том числе ИП, – еще и компенсации морального вреда.

В п. 12 постановления № 16 указано, что требование о возмещении убытков и (или) о компенсации морального вреда может быть заявлено и в том случае, если ответчик добровольно опроверг распространенные об истце сведения, порочащие его деловую репутацию в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Срок исковой давности для требования о возмещении убытков составляет три года (ст. 197 ГК) и исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении его прав и законных интересов (ст. 201 ГК).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания гражданина, являющегося ИП, причиненные действиями, посягающими на деловую репутацию ИП и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Исковое требование о компенсации морального вреда должно содержать указание на то, кто и каким образом причинил истцу моральный вред, в чем он выражается и в какой денежной сумме оценивается. Отсутствие этих сведений в исковом заявлении влечет оставление его без движения (ст. 162 ХПК).

При определении размера компенсации морального вреда в денежном выражении применительно к каждому конкретному случаю необходимо учитывать принцип разумности и справедливости, степень нравственных страданий истца и степень вины причинителя морального вреда, а также его финансовое положение (п. 13 постановления № 16).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений