Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2755) от 16.08.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1493
EUR:
3.4684
RUB:
3.5319
BTC:
59,260.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как в БелТПП подтверждают происхождение товаров и право на бренд «Сделано в Беларуси»

Фото: gefestshop.by

Выдача сертификатов о происхождении товара является одной из старейших услуг Белорусской торгово-промышленной палаты, а сам сертификат – их самым востребованным и узнаваемым документом. Как обстоят дела с выдачей сертификатов в этом году, обращаются ли в БелТПП иностранные компании и почему палата начала работать с маркетплейсами, рассказал в интервью «ЭГ» начальник управления сертификации и экспертной деятельности БелТПП Николай ЖУКОВСКИЙ.

Жуковский.jpg
Николай ЖУКОВСКИЙ

Зачем это нужно бизнесу

– Одно из направлений деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты – это выдача сертификатов о происхождении товара. Как давно вы занимаетесь такой деятельностью? Зачем бизнесу такие сертификаты?

– БелТПП более 30 лет является уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение страны происхождения и удостоверение сертификатов о происхождении товаров в случаях, если предоставление сертификата предусмотрено условиями контракта, национальными правилами страны ввоза товаров или международными договорами Беларуси.

Сертификаты о происхождении товара используются белорусскими предприятиями для нескольких целей. Первая – подтверждение происхождения поставляемых из Беларуси товаров. Это позволяет партнерам отечественных предприятий-экспортеров воспользоваться льготами по уплате ввозных таможенных пошлин и эквивалентных платежей. Такие льготы делают белорусскую продукцию для иностранных покупателей более привлекательной, выгодной по сравнению с аналогичными товарами из других стран. Вторая цель – подтвердить страну происхождения товара, чтобы исключить применение к нему мер нетарифного регулирования (речь идет о запретах, ограничениях на ввоз/вывоз товара). И, наконец, третья – обеспечение доступа и подтверждения права на применение преференциальной поправки при проведении процедур государственных закупок и закупок за счет собственных средств на территории Беларуси, а также государств – членов Евразийского экономического союза.

БелТПП выдает сертификаты о происхождении следующих форм:

– СТ-1 (при экспорте белорусских товаров в СНГ, Грузию, Узбекистан, Туркменистан);

– СТ-2 (при вывозе в Сербию);

– СТ-3 (при экспорте в Иран);

– EAV (при вывозе белорусских товаров во Вьетнам);

– А (при экспорте в Турцию, Европейский союз, США, Японию);

– общая форма (для получателей из стран, не предоставляющих преференции товарам, происходящим из Беларуси).

 – Чем сертификаты о происхождении товара отличаются от сертификатов продукции собственного производства?

– Сертификат продукции собственного производства – еще один уникальный и важный документ, выдаваемый БелТПП. Данный сертификат – это своеобразный паспорт белорусского производителя, выпускающего продукцию при выполнении условий и критериев, предъявляемых к продукции собственного производства.

Условия и критерии, соблюдение которых необходимо для подтверждения собственного производства продукции заявителем и выдачи соответствующего сертификата, установлены Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства. Оно утверждено постановлением Совмина от 17.12.2001 № 1817.

 – Зачем белорусским компаниям нужны сертификаты продукции собственного производства?

– Это документ, позволяющий реализовать право производителя на получение налоговых льгот и иных преимуществ в случаях, установленных белорусским законодательством. К примеру, речь идет о применении налога на прибыль по ставке 10% для товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Совмином. Еще один пример – применение ставки НДС 0% и освобождение от акцизов при реализации подакцизных товаров в магазинах беспошлинной торговли.

Также наш сертификат нужен для подтверждения права на льготное налогообложение для резидентов СЭЗ, на применение особого режима и условий хозяйствования для резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», упрощенного налогообложения для организаций Оршанского района и т.д.

Кроме того, наличие сертификата продукции собственного производства в ряде случаев является одним из главных условий для участия в процедурах государственных закупок либо закупок за счет собственных средств на территории нашей страны.

Как получить сертификат

– Как изменилась динамика выдачи сертификатов о происхождении товара и сертификатов продукции собственного производства с начала текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го?

– Если рассматривать динамику за 6 месяцев 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то мы видим рост количества выданных сертификатов:

– на 7,1% – для сертификатов о происхождении товара;

– на 6% – для сертификатов продукции собственного производства.

Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод об увеличении экспорта белорусской продукции, количества производителей и ассортимента производимых товаров, востребованности сертификатов для экспорта и получения ряда налоговых и иных преференций на территории Беларуси.

 – Вы работаете только с белорусскими компаниями или к вам обращается и зарубежный бизнес? Если да, то какие это компании и зачем им нужны сертификаты?

– Согласно законодательству сертификаты продукции собственного производства могут получить исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.

А вот сертификат о происхождении товара, вывозимого с территории Беларуси, в соответствии с международными договорами и локальными правовыми актами БелТПП может быть выдан как резиденту (экспортеру, грузоотправителю товара), так и нерезиденту (импортеру, грузополучателю товара).

Однако статистика выдачи сертификатов о происхождении товара показывает, что такая возможность не востребована у иностранных предприятий.

 – Напомните, что нужно делать тем производителям, которые хотели бы получить сертификат о происхождении товара.

– Заявителю необходимо обратиться в одно из областных унитарных предприятий БелТПП с заявлением установленной формы, приложив все необходимые документы.

Если кратко, то алгоритм действий для получения сертификата о происхождения состоит из трех шагов:

1. Направить документы.

2. Заключить договор.

3. Получить сертификат.

Сертификат о происхождении товара выдается после проведения экспертизы. Отмечу, что требования, предъявляемые к товарам, могут отличаться в зависимости от вида продукции, страны экспорта и условий поставок. При этом эксперты БелТПП всегда готовы проконсультировать по всем вопросам, возникающим в связи с выдачей сертификатов. Контакты для обращения можно найти на сайте палаты и ее предприятий.

Бренд «Сделано в Беларуси» как путь к успеху на маркетплейсе

– В мае БелТПП начала верифицировать белорусские товары для маркетплейсов, начав с площадки Wildberries. Для чего была внедрена эта услуга?

– Чем проще продавцу попасть на маркетплейс, тем меньше условий и критериев, ограничивающих размещение товара. Интернет-магазин Wildberries является площадкой, которая не предполагает условий и критериев по происхождению товара: фактически информация о производителе или стране производства указывается продавцом по заявительному принципу.

Однако есть государство, оно разрешает пользоваться брендом «Сделано в Беларуси». Для государства важны достоверность и ответственность за использование национального бренда.

Таким образом, в рамках дискуссии о взаимодействии бизнеса и государства появилась идея использовать имеющиеся в стране сведения о производителях продукции и о происхождении белорусских товаров также и для маркетплейсов. БелТПП как раз и работает в этом направлении, ее полномочия определены Законом от 16.06.2003 № 208-З «О торгово-промышленной палате».

Предложение по верификации товаров, размещаемых на маркетплейсах, с целью маркировки знаком «Сделано в Беларуси» было поддержано правительством. В свою очередь маркетплейс Wildberries выделил соответствующий раздел, в котором размещены только белорусские товары, что позволяет покупателям делать более целенаправленный выбор. Отечественные бренды хорошо известны и востребованы в России, других странах, поэтому наши общие начинания позитивно восприняты всеми участниками рынка.

 – Бизнесы из каких отраслей чаще всего хотят получить маркировку «Сделано в Беларуси»?

– Как ни странно, услуга по верификации товаров чаще востребована небольшими частными компаниями. А крупные организации, особенно с долей участия государства в их капитале, считают, что их бренд и так хорошо известен и у них с продажами все хорошо. Пока в государственном секторе продвижение национального бренда «Сделано в Беларуси» в большей мере осуществляется с задействованием административного ресурса.

Что касается отраслей, представители которых чаще всего обращаются за верификацией товара, – это легкая промышленность, производство косметики и парфюмерии, бытовой химии. Такая тенденция обусловлена в большей степени самой структурой товарной номенклатуры, продаваемой через маркетплейсы. Но работа по расширению спектра маркируемых товаров идет, и могу сказать, что за верификацией уже обратились представители многих других отраслей.

Еще немного остановлюсь на теме гигантов-производителей. Интернет-торговля все больше приходит в нашу жизнь. Конечно, мы пока не готовы продавать и покупать через маркетплейсы топливо, скоропортящиеся продукты, медикаменты, автомобили. Но это лишь вопрос времени. В Китае автомобили уже продаются на маркетплейсах, причем можно купить десятки, сотни и тысячи единиц в одном лоте. Все зависит от нашего сознания, возможностей торговых площадок и новаторских идей маркетологов производственных и реализующих компаний, экономической среды в государстве. Велика вероятность, что в будущем мы все покупки будем делать не выходя из дома. Компании, продавцы товара, которые адаптируются к новым условиям продаж, могут надеяться на успех.

– Планируете ли вы работать с другими маркетплейсами?

– Внедряя услугу по верификации товаров, мы ориентировались на возможность работы с любыми маркетплейсами. Сам процесс верификации не зависит от маркетплейса, отличными будут только коммуникации БелТПП и такой площадки. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что да, такие планы у нас есть.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений