Движение вверх: как создать идеальное место работы
Агентство «Информационный капитал» (ICRA Research agency) в сентябре-ноябре провело серию масштабных исследований, чтобы понять, как в Беларуси создать идеальное место работы. Место, где хорошо будет всем – от руководителя до команды и офиса. Предлагаем ознакомиться с результатами и взять их себе на вооружение.
Об исследовании
В серии исследований агентства приняли участие 527 человек из 283 компаний Беларуси. В числе респондентов были руководители различных уровней управления, маркетологи, логисты, производственники, финансисты, HR и PR-специалисты. Объем выборки позволяет судить о ее репрезентативности, а результаты исследования могут быть распространены на все компании реального сектора экономики с точностью не ниже 92%.
Компания мечты
Одним их вопросов, на которые ICRA попыталась найти ответ, стал вопрос, почему из компании увольняются профессионалы.
Неудовлетворенность зарплатой, размытость обязанностей и зон ответственности респонденты назвали ключевыми причинами ухода (48,72 и 41,03% соответственно). Большинство опрошенных признались, что готовы работать больше ради прибавки к зарплате.
Настораживает, что 38,46% опрошенных в качестве одной из основных причин ухода профессионалов из компании назвали некомпетентное и неэффективное руководство. Базовой причиной, по мнению исследователей, является то, что многие руководители так до сих пор и не поняли, что менеджер/руководитель – это не должность, а профессия, которой нужно много учиться и постоянно в ней совершенствоваться.
Какими качествами должна обладать работа мечты?
На первом месте рейтинга признаков идеальной работы ожидаемо оказалась высокая зарплата – ее отметили почти 72% респондентов. Второе заняла возможность профессионального развития (49%). На третьем – хороший коллектив, этот пункт выбрали 46% сотрудников. Немаловажными для работы мечты участники опроса считают и баланс между работой и личной жизнью – за данный вариант проголосовали 41% респондентов. В топ-5 признаков идеальной работы также вошел хороший соцпакет – это важно для трети опрошенных.
Обобщенный портрет компании мечты
Идеальная организация видится респондентам так:
– представительство глобальной международной компании с численностью до 100 человек на территории РБ;
– достойная зарплата в соответствии с уровнем знаний, компетенций и личным вкладом профессионала;
– высокопрофессиональный менеджмент;
– оптимальные работающие бизнес-процессы;
– возможность профессионального и карьерного развития;
– высоко вовлеченный коллектив профессионалов и единомышленников, объединенный единой целью;
– удобный и гибкий график работы;
– развитая и дружелюбная корпоративная культура.
Идеальный руководитель
Успех любой компании в немалой степени зависит от того, кто стоит во главе. Человек, имеющий руководящую должность, обязан сочетать в себе различные качества профессионального и личностного плана.
Что вызывает недовольство?
Чаще всего – некомпетентность (42,86%) и обесценивание заслуг работников (40,82%). Также многие отмечают грубость и хамство со стороны начальника (38,78%), необязательность (36,73%) и обман подчиненных (34,69%), неуважение чужого труда (32,5%). 30,61% опрошенных отметили, что руководитель не умеет четко поставить задачи (это одна из базовых функций управления) и имеет низкие морально-деловые качества (26,53%), часто раздражается (22,45%), и стиль управления связан с его настроением (20,50%). Также в качестве негативных качеств отмечены концентрация на неудачах и непоощрение сотрудников.
Каким должен быть руководитель?
Большинство респондентов (75,51%) уверены, что хороший руководитель должен уметь собрать команду. 51% убеждены, что наличие стратегического мышления (59,18%) и умение ставить задачи и контролировать их исполнение (57,14%) являются главными качествами начальника. Уметь делегировать задачи и полномочия отметили 55 и 51% соответственно. 47% респондентов считают, что у хорошего руководителя должны быть ярко выражены лидерские качества. Он должен быть эффективным и уметь добиваться результата (45%), иметь высокий уровень интеллекта и широкий кругозор (37%), быть справедливым и порядочным (33%) и обладать высоким уровнем ответственности (30%). Жесткого и консервативного в роли хорошего руководителя видят только 3% участников опроса.
Идеальный коллега / сотрудник
Переступая порог офиса, каждый из нас перестает быть обособленной единицей и становится частью команды, от слаженности и продуктивности работы которой зависит успех всей компании, а значит, и личный успех.
Идеальный сотрудник глазами коллег
Для большинства опрошенных идеальный коллега, в первую очередь:
– абсолютный профессионал своего дела (80%);
– человек большого оптимизма и энтузиазма, который организует и вдохновляет весь коллектив (74%);
– этот офисный супермен является надежным сотрудником и коллегой (72%), умеющим достигать результата (68%), организованный и соблюдающий сроки (62%) при выполнении поставленных задач;
– еще одно топовое качество – наличие яркого чувства юмора (56%).
Деловые качества, необходимые коллеге
Главными деловыми качествами идеального сотрудника по результатам опроса стали: командность (72%), обучаемость (64%), гибкость мышления (62%), профессиональная честность (56%) и навыки планирования (50%).
Команда мечты
В качестве ключевых параметров идеальной команды подавляющее число респондентов назвали:
– наличие общей и ясной цели (84%);
– высокая личная мотивация членов команды (66%);
– регулярное обсуждение и анализ результатов в команде (60%);
– высокий уровень внутренней организации и дисциплины (56%);
– четкое распределение обязанностей и зон ответственности (55%);
– взаимопомощь и поддержка (53%);
– концентрация усилий всех членов команды на достижение результата (52%);
– постоянная и эффективная обратная связь (51%).
Идеальный офис
Исследовательское агентство попыталось найти ответ, что не устраивает сотрудников на рабочем месте с точки зрения максимального удобства (комфорта)?
Большинство респондентов жалуются на отсутствие в их офисах: мест отдыха и прима пищи (41%), комфортных температурных условий (31%), современной и качественной оргтехники (28%), качественной вентиляции (26%) и шумоизоляции (24%).
Основополагающие факторы эргономичного рабочего места
В топ-параметров эргономичного рабочего места по ответам респондентов вошли:
– освещение (76%);
– вентиляция (69%);
– современная оргтехника (67%);
– организация рабочего пространства (66%);
– комфортная для работы температура (64%);
– эргономичная мебель (55%).
В чем ценность результатов, полученных в ходе серии исследований?
Руководители всех уровней управления, профильные специалисты, отделы кадров и персонала получили в свое распоряжение каскад ключевых метрик и показателей, позволяющих выстроить на предприятии оптимальную систему управления в целом компанией. Также результаты исследований помогут выстроить систему привлечения и удержания профессионалов и ключевых сотрудников на предприятии, определить точки роста для руководителей и сотрудников, а также ключевые направления в повышении эффективности персонала.