Как снизить налоговую нагрузку и упростить налоговое администрирование
В ходе опроса, проведенного Белорусским союзом нанимателей и предпринимателей им. Кунявского, предложен целый ряд мер по снижению налоговой нагрузки и упрощению налогового администрирования в Беларуси.
Одно из основных предложений – мораторий на увеличение налоговой нагрузки на бизнес в реальном секторе экономики минимум на 5 лет. Другими словами, стабильность налогового законодательства – по-прежнему едва ли не главный приоритет для бизнес-сообщества.
Еще одно ожидаемое предложение – снижение налоговой нагрузки прежде всего по НДС и отчислениям в ФСЗН, особенно для производственных организаций. Участники опроса предложили лишить местные органы власти возможности определения фискальной политики на региональном уровне, в т.ч. по причине лоббирования интересов неэффективных субъектов хозяйствования и низкой фискальной грамотности, в частности, отменить право местных советов применять повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость и земельному налогу. На отмене или хотя бы снижении этих коэффициентов уже неоднократно настаивали практически все бизнес-союзы и научные круги, посмотрим, удастся ли его реализовать в ходе корректировки Налогового кодекса (НК).
Участники опроса считают необходимым принять целый ряд мер по сокращению налогового бремени при создании новых рабочих мест. Среди таких мер – отмена повышающих коэффициентов по имущественным налогам; снижение налоговой нагрузки по созданию нового производства; отмена налогов на землю и недвижимость; льгота по отчислениям в ФСЗН по вновь созданным рабочим местам либо перечисление части отчислений напрямую сотруднику по накопительному страхованию; освобождение от налога на прибыль в течение двух лет с момента создания определенного количества новых рабочих мест; предоставление права свободного найма работников для индивидуальных предпринимателей (ИП); снижение в 3 раза налоговой нагрузки для ИП и малого бизнеса в сфере предоставления услуг и производства при условии создания определенного количества новых рабочих мест.
Также респонденты внесли ряд предложений, связанных с расширением налоговых льгот при экономической деятельности в малых городах и сельской местности. Самые значимые из них – освобождение от прямых налогов в течение 5 лет; применение льготного налогового режима, как в Парке высоких технологий; снижение ставок земельного налога и налога на недвижимость, отмена повышающих коэффициентов к ним; снижение ставки налога на прибыль или УСН, ставки подоходного налога по доходам, получаемым ИП от предпринимательской деятельности на таких территориях в течение двух лет деятельности. При этом малыми городами предлагается считать все города Беларуси, кроме областных центров и Минска.
При реинвестировании прибыли в развитие производства предлагается уменьшить ставки налога на прибыль; увеличить инвестиционный вычет при начислении налога на прибыль до 25–30% от первоначальной стоимости по зданиям, сооружениям; до 50–60% – по машинам и оборудованию; льготировать налог на прибыль на сумму, направляемую на модернизацию и реконструкцию производства; уменьшать сумму налогооблагаемой прибыли на сумму приобретаемых основных средств (инвестиций); освобождать от имущественных налогов на определенный срок. А еще участники опроса считают, что термин «экономически обоснованные затраты» затрудняет определение налоговой базы налога на прибыль. Есть и предложения снизить с 25% до общеустановленной (18%) ставку налога на прибыль для банков.
Что касается предложений по налоговым льготам, среди них есть и те, которые можно, пожалуй, назвать почти радикальными: ввести налоговые каникулы в период стагнации экономики, упростить применение льгот либо их отменить, снизив ставки налогов. Понятно, что при решении вопросов о расширении налоговых льгот и снижении ставок налогов всегда встает вопрос о компенсации так называемых выпадающих доходов бюджета. Можно, конечно, в качестве альтернативы говорить о сокращении тех или иных расходов казны. Какие из этих предложений членов БСНП найдут воплощение в новой редакции НК, мы узнаем уже довольно скоро.
Среди предложений по упрощению налогового администрирования можно выделить устранение расхождений в порядке признания доходов (расходов) в налоговом и бухгалтерском учете, в частности, установить в НК, что дата отражения внереализационных расходов определяется плательщиком на дату признания доходов в бухучете. А еще предлагается упростить методики исчисления налогов и применения налоговых вычетов, разрешить представление деклараций на бумажном носителе, особенно для малых организаций.
Также предлагается перейти на отчетность по акцизам с ежемесячной на квартальную, упростить начисление НДС, оптимизировать выставление и подписание электронных счетов- фактур (ЭСЧФ). В частности, хотелось бы не создавать ЭСЧФ при вывозе товаров, облагаемых по нулевой ставке НДС, либо составлять один счет-фактуру на оборот, отраженный в налоговой декларации по ставке 0% (такая информация представляется в электронным виде в форме реестров). Практически аналогично предложение и при ввозе товаров: не создавать ЭСЧФ либо составлять один ЭСЧФ на весь НДС, уплаченный при ввозе, чтобы исключить дублирование.
На сайте МНС респонденты считают целесообразным создать единую базу справок резидентства, представляемых иностранным организациям. Такая мера помогла бы налоговым агентам получать в электронном виде информацию о наличии справок о резидентстве контрагентов, с которыми они взаимодействуют.
Среди других важных предложений отметим введение права приостановки операций по счетам и ареста имущества только по решению суда, непредъявление платежных требований на взыскание налога, сбора, пени за счет средств дебитора плательщика на системы электронных денег «Берлио Карт», а также сразу на все счета плательщика.