Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как перестать биться лбом о стекло? Систему сбора и переработки отходов предлагают оживить

Фото: Gary Chan/unsplash

Бизнес-союзы считают нужным снизить ставки утилизационного сбора отходов и в целом реформировать действующую систему их оборота в Беларуси. Проблемы сферы обсудили во время конференции «Критические проблемы сферы оборота отходов в Республике Беларусь», к участию в которой пригласили предпринимателей и представителей госорганов.

 

Новации приняты, основа прежняя

Собственно говоря, проблема не нова. Несмотря на значительный про­гресс в сфере переработки бытовых и прочих отходов, принятие ряда новых мер, заявленная цель о вовлечении бизнеса в самостоятельную ор­ганизацию переработки вторичных материальных ресурсов (ВМР) пока выполняется слабо.

Действующая система оборота ВМР существует около 8 лет. Указ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313) прекратит свое действие с 1 июля. С этой даты вступит в силу новый документ – Указ от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16).

При этом основное действующее правило не изменится: производители и поставщики определенных видов товаров и упаковки обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование их отходов. Для этого они либо организуют собственную систему, либо заключают с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» соответствующий договор – за это оператору вносится плата.

Ставки платы оператору ВМР установлены в рублях или процентах (в зависимости от позиции) от стоимости товара без учета НДС в диапазоне 1–3% и 130–270 руб. за тонну.

Но есть и ряд нововведений:

– перечень товаров и упаковки, в отношении отходов которых действует обязанность по обеспечению сбора, будет устанавливаться не указом Президента, а на уровне правительства;

– перечень случаев, когда субъекты освобождаются от обязанности по обеспечению сбора отходов, расширяется: он будет включать 16 оснований и станет закрытым.

Со второго полугодия 2020 г. сбор отходов не придется обеспечивать индивидуальным предпринимателям в части упаковки ввезенных в страну товаров, а также используемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) и для нужд, не связанных с производством, реализуемых в розницу или в сфере общепита.

Еще четыре категории субъектов хозяйствования освобождены от обязанностей по Указу № 16: производители и поставщики продукции, не предназначенной для реализации в неизменном состоянии; товаров и упаковки, которые в связи с утратой потребительских свойств переданы ими на захоронение или утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами; товаров, ввезенных как иностранная безвозмездная помощь; а также товаров, используемых для производства продукции.

Кроме того, собственную систему сбора отходов можно будет применять и в отношении бумажной (картонной) упаковки, что было запрещено.

Производителям и поставщикам не надо будет регистрироваться в соответствующем реестре.

Также изменится ответственность за нарушение сроков внесения платы оператору: сейчас за каждый день просрочки уплачивается 0,1% от суммы, с 1 июля размер пени составит 1/360 ставки рефинансирования.

Вводятся новые виды компенсации расходов на переработку. На нее смогут рассчитывать юрлица и ИП, использующие в производстве продукции, предназначенной для реализации в Беларуси, экологичную упаковку.

 

Неналоговый платеж или дополнительный налог с оборота?

Виктор Маргелов, и.о. председателя Минского столичного союза пред­принимателей и работодателей:

Уже на протяжении многих лет осуществляются несправедливые, по мнению делового сообщества, решения в сфере обращения с отходами. Вроде бы с принятием Указа № 313 нашелся консенсус, но потом возникли решения, которые мы считаем несправедливыми. Бизнесу в свое время не позволили самореализоваться и создать совместные системы сбора ВМР.

Мы критиковали правительство, когда принималась концепция развития обращения с отходами, поскольку видели проблемы, которые она будет вызывать. К сожалению, и тогда нам не удалось в значительной мере повлиять на этот процесс. Сегодня есть не какие-то эмоциональные предложения, а глубоко осмысленная позиция делового сообщества.

Крупнейшие бизнес-союзы заявили о том, что ставки утилизационного сбора, по их мнению, неоправданно высоки.

Фактически для поставщиков и производителей введен налог с оборота размером до 3%.

На фоне разговоров о плановом снижении налоговой нагрузки и упрощения налогового администрирования размер платы за отходы с 2019 года увеличился в 3 раза.

В подготовленном проекте постановления Совмина «Об установлении перечня товаров и упаковки и размеров платы», несмотря на прошлогоднее поручение на уровне вице-премьера, ставки не уменьшены. При этом перечень товаров, при производстве или поставке которых необходимо уплатить утилизационный сбор, планируется увеличить.

Кроме того, представители делового сообщества считают, что контракт­ная стоимость товара не является необъективным критерием определения размера оплаты. По их мнению, при повышении ставок сбора необходимо публиковать обоснованные расчеты.

Что же касается организации собственной системы сбора отходов, то звучали высказывания о том, что действующие условия заведомо невыполнимы.

«Минжилкомхозом установлены нереальные и необоснованные расчетами размеры сбора отходов для производителей и поставщиков. Так, для производителей и поставщиков электрического и электронного оборудования они установлены в размере не менее 30% от объема ввезенной или произведенной продукции, – отмечается в материалах конференции. – Практика показала, что фактически нет такого количества отходов электронного и электрического оборудования для сбора».

При этом предложенная форма ко­операции для сбора и переработки отходов популярностью не пользуется.

Есть у представителей бизнеса во­просы и к системе распределения собранных оператором денежных средств. По мнению участников, она характеризуется:

– закрытостью и неэффективностью;

– отсутствием проработанного и утвержденного заказа на закупку товаров, работ или услуг;

– отсутствием открытой информации о получателях и размерах выделенных им денежных средств на реализацию мероприятий.

В связи с этим предложено распределять средства утилизационного фон­да в соответствии с законодательством о госзакупках, переориентировать работу Минжилкомхоза с «кон­вейерной» системы распределения собранных средств на целеориентированную, в основе которой лежит создание конкретных продуктов.

Также, считают в предпринимательских объединениях, оператору ВМР необходимо публиковать подробные годовые отчеты о своей деятельности, чтобы повысить прозрачность работы.

Андрей Мисько, председатель совета Ассоциации компаний информационных технологий (АКИТ):

Очень часто мы слышим упреки в том, что бизнес не хочет платить оператору ВМР. Мы и хотим, и платим, но, во-первых, хотели бы понимать расходование этих средств – на сегодня оно абсолютно непрозрачно. Во-вторых, хотелось бы понимать обоснование размера ставок и то, как собранные деньги используются. Какого-то экономического обоснования здесь мы не слышали.

Существующие ставки утилизационного сбора удовлетворяют интересы только одного участника процесса – оператора вторичных ресурсов. Мы становимся неконкурентоспособными.

Стоит обратить внимание и на то, что часть нормативных актов принимается в кулуарном виде, без обсуждения с бизнес-ассоциациями.

По данным за 2018 год, из почти 2,4 тыс. субъектов хозяйствования, осуществлявших ввоз или производство техники и электроники, только 2 применяли собственную систему сбора и использования или обезвреживания отходов. В прошлом году, после роста ставок утильсбора, оставалась одна компания.

Однако в текущем году заметны изменения: в I квартале о самостоятельной работе с ВМР заявили 15 организаций. Проще всего дела обстоят со стеклянной и пластмассовой упаковкой. А масла, ртуть и электронику в состоянии собирать, разбирать и перерабатвать только по одному предприятию. Никто по-­преж­нему не может потянуть переработку использованных батареек.

В целом предприятиям проще платить оператору утилизационный сбор, чем организовывать что-то самим, не имея на то достаточных стимулов. Чисто человеческое желание сделать планету чище вынесем за скобки.

По данным Белстата, в 2019 году в стране образовано почти 3,8 млн т твердых коммунальных отходов, что примерно сопоставимо с показателями предыдущих лет. Переработано более 22% собранного мусора.

В прошлом году на счет оператора ВМР поступило 157 млн руб., из которых было потрачено 110 млн. Из них на компенсацию юрлицам и ИП расходов по сбору отходов товаров и упаковки (34,3 млн руб., или 31,2%) и выполнение государственных про­грамм по обращению с отходами (57,3 млн руб., или 52%). 21,4 млн руб. направлено на строительство мусороперерабатывающего и сортировочного завода под Витебском. Другие направления расходов – проектные работы, закупки мусоровозов, перерабатывающего оборудования и контейнеров.

Анатолий Шагун, начальник уп­равления ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»:

Принцип расширенной ответственности производителя в час­ти сбора и переработки отходов вводился постепенно. Главный воп­рос – это развитие системы сбора, ведь если нет возможности собирать отходы, никто этого делать не будет.

Сегодня, может быть, есть про­б­лемы у производителей или поставщиков по сбору сложной бытовой техники. Но сбор мелкой проблемой, на самом деле, не является. Там, где она продается, можно ее сдавать и не платить оператору.

В этом и задача: не деньги со­брать, а систему сбора наладить.

Возникает вопрос: почему бизнес не может или просто не хочет со­кратить свои затраты, сэкономить денежные средства и вложить их дальше в оборот?

Мы готовы работать с любыми компаниями, если есть проблемы с созданием собственной системы сбора.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений