Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Резонанс
30.05.2021 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как навязывают платные услуги. Совсем не дешевые

Фото: neg.by

В редакцию «ЭГ» обратились граждане, заключившие договор подряда, как они полагали, с государственной организацией на выполнение работ по установке автоматов электрической энергии. Наименование организации-подрядчика ООО «Бел......сеть» оказалось похожим на наименование государственого производственного объединения «БЕЛЭНЕРГО», которому наши граждане привыкли доверять.

Лишь позже до минчан дошло, что им предстоит доплатить за «услуги» сумму, которая в 20(!) раз превышает уже внесенный ими задаток. Попытки расторгнуть договор оказались безуспешными.

«Экономическая газета» провела расследование, в ходе которого выяснилось, что представители подрядчика, ссылаясь на некое постановление «Энергосбыта», предлагали населению замерить показания счетчиков электроэнергии и установить совсем не дешевые приборы.

Условия заключенного договора оказались кабальными, так как предусматривают значительный размер пени (2% от неоплаченной суммы по договору за каждый день просрочки).

Договор по форме идентичен договорам, заключемым электроснабжающими организациями, а его текст распечатан очень мелким шрифтом. Кроме того, в нем содержится пункт, заранее отметающий все обвинения в невыгодности договора для заказчика: «заказчик гарантирует, что заключает настоящий договор не вследствие тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных условиях и настоящий договор не является кабальной сделкой».

Конечно же, граждане должны внимательно читать документы, прежде чем их подписать. Чего пожилые люди часто не делают, особенно если уверены, что имеют дело с работниками государственных структур. А в итоге разного рода «специалисты» ловко навязывают гражданам свои платные услуги.

Но в данном случае следует обратить внимание на то, что подобная ситуация стала возможной из-за схожести названий организаций.

Напомним, что порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования определен Декретом от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1), которым утверждено Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

В соответствии с п. 12 Декрета № 1 до обращения за госрегистрацией собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой либо некоммерческой организации должны согласовать с регистрирующим органом ее наименование.

В силу п. 10 Декрета № 1 регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией в т.ч.:

✔согласовывают наименования коммерческих и некоммерческих организаций;

✔осуществляют госрегистрацию субъектов хозяйствования, вносят соответствующие записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР);

✔представляют в Минюст необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР, а также для исключения их из этого регистра;

✔обеспечивают систематизацию и хранение данных о госрегистрации субъектов хозяйствования;

✔взаимодействуют с республиканскими органами госуправления, иными государственными органами и другими организациями по вопросам госрегистрации субъектов хозяйствования;

✔выполняют иные функции, связанные с госрегистрацией субъектов хозяйствования.

В соответствии со ст. 1013 ГК юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках на территории Беларуси.

При этом фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в ЕГР.

Согласно п. 3 ст. 1013 ГК не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.

Порядок согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, а также требования, предъявляемые к их наименованиям, установлены Положением о порядке согласования наименования коммерческих и некоммерческих организаций, утв. постановлением Совмина от 05.02.2009 № 154 (далее – Положение № 154) и постановлением Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» (далее – постановление № 20).

В соответствии с п.1 постановления № 20 согласование наименования юридического лица производится уполномоченным сотрудником регистрирующего органа путем его оценки на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством. Наименование юридического лица не должно быть тождественным, т.е. аналогичным наименованиям юридических лиц, внесенных в ЕГР, а также похожим до степени смешения на указанные наименования, что может привести к их полному отождествлению.

Согласно п. 13 Положения № 154 наименование не может быть согласовано в т.ч., если:

– наименование юридического лица противоречит законодательству РБ, в т.ч. требованиям по использованию наименований, установленным Минюстом;

– в ЕГР есть записи о юридических лицах, имеющих наименования, тождественные наименованиям, предложенным для согласования.

ООО «Бел......сеть»  зарегистрировано в ЕГР 13.01.2021 с указанием места госрегистрации в г. Минске. И несмотря на столь короткий период своего существования, развернуло активную деятельность по осуществлению «замеров» и «помощи» населению в оказании услуг энергоснабжения.

Является ли наименование ООО «Бел......сеть» созвучным до схожести смешения и отождествления с государственным производственным объединением электроэнергетики «БЕЛЭНЕРГО», предметом деятельности которого является организация надежного, безопасного, экономически эффективного функционирования и инновационного развития производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии и которое подчинено Министерству энергетики Беларуси?

Как свидетельствуют поступившие в адрес «ЭГ» письма минчан, да, является.

В связи с этим стоит напомнить, что регистрирующий орган при согласовании наименования коммерческой организации обязан проверить данное наименование на тождество с наименованиями уже существующих организаций и на предмет его сходства до степени отождествления с наименованиями уже существующих юридических лиц.

В ходе журналистского расследования мы установили, что основным видом деятельности ООО «Бел......сеть» является вид деятельности с кодом 96090 «Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки».

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования при заполнении заявления о госрегистрации, форма которого утверждена постановлением Минюста от 27.01.2009 № 8, уполномоченные представители юридического лица указывают основной вид деятельности, который они планируют осуществлять.

Виды экономической деятельности утверждены Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011.

Подкласс основного вида деятельности ООО «Бел......сеть» включает:

– предоставление сопровождения (эскорта), деятельность службы знакомств, предоставление услуг брачными агентствами;

– предоставление услуг по содержанию домашних животных, дрессировке и уходу за ними;

– деятельность по исследованию генеалогии;

– деятельность салонов татуировок, пирсинга, нательной живописи;

– предоставление услуг чистильщиками обуви, носильщиками;

– деятельность автомобильных парковок и гаражей, предоставляющих услуги по парковке с доставкой машины в назначенное клиентом место;

– предоставление индивидуальных услуг с помощью автоматов, оснащенных купюроприемником (фотоавтоматов, камер хранения, аппаратов для измерения веса, роста, измерения артериального давления, чистки обуви и т.п.);

– услуги общественных туалетов;

– прочие индивидуальные услуги, не включенные в другие группировки.

Как видим, экономическая деятельность ООО «Бел......сеть» может быть весьма разнообразной, но при этом никоим образом не связанной с электроэнергетикой.

 

Справочно: в соответствии со ст. 209 УК:

1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество)

– наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц,

– наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Мошенничество, совершенное в крупном размере,

 – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.

4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере,

– наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом.

 

В заключение отметим, что в настоящее время ООО «Бел......сеть» является функционирующим предприятием, и полагаем, что дальнейшее расследование, а также оценка действий работников этого субъекта хозяйствования – уже совсем другая история, с участием совершенно иных, уполномоченных на то госорганов, в пределах их компетенции.

А всем нашим согражданам настоятельно рекомендуем: будьте бдительны, внимательно читайте документы, которые подписываете, и не позволяйте себя обмануть!

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений