Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Энергетика
14.02.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как монополия побеждает госзакупки

Процедуры госзакупок, установленные законодательством, призваны обеспечивать рациональное использование бюд­жетных средств, развитие конкуренции и сдерживание монополизма. Но устанавливаемые для этого правила содержат достаточно исключений, позволяющих некоторым организациям, по сути, монополизировать отдельные сферы деятельности. Этому способствуют оговорки и расплывчатые формулировки в ряде нормативных актов.

В 2014–2015 гг. Министерством энергетики и подчиненными ему структурами проводились процедуры государственных закупок, источником финансирования которых полностью или частично являются бюджетные и приравненные к ним средства в соответствии с Указом Президента от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591), постановлениями Совмина от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» и от 15.07.2014 № 683 «Об утверждении перечня объектов Белорусской энергетической системы, при строительстве которых проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров не является обязательным» (далее – постановление № 683).

Постановлением № 683 утвержден перечень объектов Белорусской энергетической системы, при строительстве которых проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров не является обязательным, а также определены генеральные проектные, генеральные подрядные и иные организации. Речь идет о достаточно большом объеме работ, а вот круг организаций, допущенных к их реализации, весьма ограничен. Между тем выполнять эти работы, по некоторым подсчетам, способна почти тысяча компаний. Более того, некоторые из организаций, допущенных к выполнению работ на объектах и перечисленных в постановлении № 683, порой вынуждены привлекать субподрядчиков, что увеличивает стоимость работ.

В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Указа № 591 с 1 января 2016 г. на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, в т.ч. закупки строительно-монтажных работ в сфере Белорусской энергетической системы, распространяет действие Закон от 13.07.2012 № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З). Исключение составляют закупки, по которым соответствующие процедуры были проведены до 1.01.2016 г. Однако структуры, подчиненные Министерству энергетики, при проведении госзакупок строительно-монтажных работ, источником финансирования которых пол­ностью или частично являются бюджетные и приравненные к ним средства, продолжают применять Указ № 591 и постановление № 683. По мнению министерства, перечень объектов Белорусской энергетической системы и решение о выборе генеральных проектных, генеральных подрядных организаций путем проведения процедуры переговоров были утверждены постановлением № 683 до 1.01.2016 г., а потому действие этого постановления распространяется на отношения в данной сфере и после 1.01.2016 г. Подобные разъяснения давались в прошлом году.

Поэтому структуры, подчиненные Мин­энерго, при проведении закупок строительно-монтажных работ, финансируемых за счет собственных средств, систематически используют процедуру переговоров. Для этого достаточно одного участника – обычно выбранного из одних и тех же организаций. Безусловно, если бы в данной закупке участвовал более широкий круг заинтересованных лиц, удалось бы существенно снизить стоимость строительства, а следовательно, и затрат на производство и транспортировку электроэнергии и тарифы на нее. Но этого не происходит.

Более того, в постановление № 683 в начале года постановлением Совмина от 16.01.2017 № 31 были внесены изменения и дополнения, закрепившие возможность осуществлять строительство без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и процедур госзакупок и в дальнейшем. А потому в Минэнерго считают, что организации, входящие в его состав, могут по-прежнему осуществлять закупки при строительстве в рамках постановления № 683. Заметим, что процесс принятия постановления № 31 обошелся без обсуждения с участием заинтересованных представителей бизнес-сообщества.

По мнению многих участников рынка, действия Минэнерго при проведении закупок строительно-монтажных работ прямо ведут к неэффективному расходованию бюджетных средств и соб­ственных средств министерства, а так­же нарушают законные права юридических лиц, не входящих в состав ГПО «Белэнерго» и занимающихся электромонтажными работами. Например, в 2015 г. при проведении торгов цены снижались на 10–20%, причем на снижение цены шли все, включая строительно-монтажные управления, входящие в состав ГПО «Белэнерго». Все объекты были построены своевременно, с надлежащим качеством, а проведение открытых торгов обеспечивало значительную экономию бюджетных средств. Но ограничения, обусловленные действием постановления № 683, не позволяют расширять такую практику.

Все это явно не способствует развитию конкуренции и стимулированию предпринимательской активности. Поэтому некоторые строительные компании неоднократно обращались с запросами и жалобами в различные инстанции – от самого Минэнерго до Совмина и Генпрокуратуры. Теперь они ждут вмешательства компетентных органов, прежде всего Министерства антимонопольного регулирования и торговли, одной из задач деятельности которого является поддержка добросовестной конкуренции и борьба с злоупотреблениями монополистов.

По мнению участников рынка, в энергетике, как и в любой иной отрасли, госзакупки должны проводиться в строгом соответствии с Законом № 419-3 и Договором о Евразийском экономическом союзе. Строители полагают, что Минэнерго, как и все остальные ведомства, при проведении закупок за счет собственных средств обязано обеспечивать равные права для всех участников рынка, не создавая преференций для подчиненных ему структур, а должностные лица, поощряющие недобросовестную конкуренцию и монополизацию отдельных сегментов рынка, должны нести ответственность в соответствии с законодательством.

В настоящее время в Палате Представителей Национального собрания рас­сматривается новая редакция Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Возможно, парламентариям стоит обратить внимание, что любые неясности и отсылочные нормы позволят ведомствам при желании обходить этот документ, ограничивая по своему усмотрению сферу его применения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений