Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как хотят «заморозить» долги госпредприятий

Фото: dailyreckoning.com

Проект указа Президента с рабочим названием «О реструктуризации задолженности» предусматривает выпуск отдельными предприятиями ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом на общую сумму 560 млн руб. Речь идет о производителях хлебопродуктов (конкретные предприятия не указываются), а также об ОАО «Гомельоблагросервис», «Минскоблагросервис», «Управляющая компания холдинга «Агромашсервис».

 

Механизм финансирования

Предприятие выпускает ценные бумаги в зависимости от своего финансового положения: облигации, если эмитент соответствует требованиям Министерства финансов, или дополнительные акции, если финансовое положение предприятия оставляет желать лучшего.

Ценные бумаги передаются Агент­ству по управлению активами в обмен на погашение займов и ссуд, которые были предоставлены этим предприятиям из бюджета.

Решения о дополнительном выпуске акций должны предусматривать обязанность таких ОАО осуществить в период с апреля 2025 г. по декабрь 2029 г. обратный выкуп выпущенных акций – ежеквартально равными долями по цене не ниже номинальной стоимости акций на дату их государственной регистрации.

Повторная продажа выпущенных, отданных государству за долги и выкупленных таким образом акций не планируется: после возвращения денег в бюджет эти ценные бумаги просто аннулируют.

Похожий механизм обратного выкупа предусмотрен в отношении об­лигаций. Облигации выпускаются в белорусских рублях, доход по ним не начисляется, срок их обращения составляет 10 лет. Эмитент осущест­вляет досрочное погашение облигаций ежеквартально равными долями, начиная с апреля 2025 г.

 

Что происходит фактически

Таким образом, проект указа предусматривает предоставление некоторым предприятиям государственного сектора экономики беспроцент­ной отсрочки по погашению задолженности перед бюджетом на 5 лет с последующей рассрочкой еще на 4,5 года. Аналогичные меры были предоставлены отдельным предприятиям в рамках Указа Президента от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий» и Указа Президента от 16.05.2019 № 181 «Об организациях цементной отрасли». Пролонгация просроченных займов – единственный способ скрыть неплатежеспособность предприятий государственного сектора экономики.

Как показывает анализ бюджета на 2020 г., никто не собирается менять текущую модель поддержки пред­приятий госсектора за счет средств бюджета. Проект указа предусматривает выделение в 2020 г. бюджетных займов и ссуд на сумму 7,058 млрд руб., при этом возврат ранее предоставленного финансирования составит всего 2,833 млрд руб. Таким образом, чистый приток средств в госсектор в виде бюжетных займов и ссуд составит 4,225 млрд руб.

 

Что тут незаконно

Любопытно, что в соответствии с проектом указа решения о дополнительном выпуске акций или облигаций принимаются и утверждаются решением единоличного исполнительного органа организации.

То есть в нарушение положений Гражданского кодекса и Закона о хозяйственных обществах выпуск ценных бумаг, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом указа, не требует созыва общего собрания акционеров для голосования по данному вопросу.

Очевидно, разработчики проекта указа постарались «упростить» процесс реструктуризации задолженности, незаметно для себя попрали и без того низкие стандарты корпоративного управления акционерными обществами в Беларуси.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by