Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №89(2586) от 25.11.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4161
EUR:
2.4939
RUB:
3.9936
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Въезд запрещен»: как будут работать белорусские перевозчики в условиях санкций ЕС

Фото: pexels.com

Анкетирование, проведенное среди пользователей «Биржи грузоперевозок ATI.SU», показало, что более 40% белорусских перевозчиков понесли серьезные убытки из-за ограничений на въезд в Евросоюз. При этом компании рассчитывают, что за счет переориентации на другие направления удастся частично компенсировать потери.

Опрос ATI.SU: потери, убытки и надежды

В опросе приняло учас­тие больше сотни участников рынка. И отвечая на вопрос, как на их бизнесе сказались ограничения на въезд российских и белорусских фур в ЕС, 41% респондентов отметили, что понесли серьезные потери, но надеются их частично компенсировать за счет других направлений. Однако 37,1% руководителей настроены менее оптимистично и говорят, что это огромный удар, и их компании находятся на грани банкротства. Еще 26,7% перевозчиков не пострадали, потому что не занимаются перевозками в ЕС. Но последние опасаются усиления конкуренции и снижения ставок.

Респонденты могли оставлять свои комментарии. И некоторые из них отметили, что приостановили свою деятельность до открытия границ. Кто-то выступил за введение ответных санкций. А определенная часть опрошенных считает, что введенные ограничения «огромный удар, который грозит обвалом грузоперевозок и банкротством всем грузоперевозчикам».

Ситуацию оценила и директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко. Если кратко резюмировать, то она констатировала практически полное прекращение работы белорусских дальнобойщиков в странах Евросоюза. Конечно, установленные ограничения не распространяются на некоторые категории товаров. Например, под заперты не попали лекарственные препараты и медицинские изделия. 

«Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС», – отметила эксперт.

Сможет ли умный обойти гору

Участники рынка ищут и иногда находят пути обхода запретов. Как пояснила Татьяна Солдатенко, это может быть, например, перегрузка на границе. Или перенаправление товаров через такие страны, как Казахстан, Армения, Турция: к ним товар приходит из Европы, а затем перенаправляется в Беларусь. Однако такие схемы делают перевозки существенно дороже. И этот рост не может не сказаться на цене поставляемой продукции. Еще один вариант – реэкспорт через страны, которые не вводили в отношении Беларуси санкций, и использование транспорта этих государств.

Одним словом, запрет к полной остановке поставок не приведет, но серьезно усложнит логистические цепочки.

В условиях санкций ЕС следует ожидать переориентации белорусских перевозчиков на российский рынок. Однако здесь есть проблема, которая мешает сделать это быстро: для работы с РФ нужны специальные разрешения на каботажные перевозки. А они сейчас не выдаются. Правительство РБ делает определенные шаги для решения этой проблемы. 

«Принятый план поддержки экономики предусматривает работу с российским правительством, итогом которой должны стать увеличение количества квот и отмена разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков», – напомнила Татьяна Содатенко. 

Это решение она назвала очень верным и своевременным. Такая мера должна помочь белорусской логистической отрасли минимизировать последствия запрета на въезд в ЕС.

Опасения респондентов насчет усиления конкуренции и снижения ставок на перевозки по Беларуси и в Россию, по мнению Татьяны Солдатенко, понятны и обоснованы, но ситуация со временем нормализуется. Она полагает, что конкуренция на рынке, безусловно, вырастет, а ставки на перевозки в ближайшее время будут падать. Но через достаточно непродолжительное время они придут в норму, и рынок выровняется.

Между тем одним запретом на въезд в ЕС и необходимостью искать новые маршруты проблемы белорусских грузоперевозчиков не ограничиваются.

Ассоциация международных автомобильных перевозок обратилась в таможенные органы Литвы, Латвии и Польши за разъяснением порядка выезда транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси, которые до 16 апреля не успеют покинуть территорию ЕС.

БАМАП, в частности, попросила литовскую, латвийскую и польскую таможни разъяснить, будут ли к белорусским водителям применяться меры административной ответственности и если да, то какие.

Кроме того, ассоциация поинтересовалась, каким будет порядок выезда для «опоздавших» и оформления их груза, и пообещала разместить разъяснения на своем сайте в случае их получения. «ЭГ» также следит за развитием ситуации. 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by