$

1.9706 руб.

2.2898 руб.

Р (100)

3.1632 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Транспорт

Как автоперевозчику выставить правильно претензии заказчику

26.06.2018

Какой сегодня порядок выставления претензии к заказчику автомобильной перевозки груза за простой грузового транспортного средства в период нахождения на погрузке? Влияют ли сроки выставления претензии на исковую давность? Существует ли официальная форма претензии для выставления заказчику автомобильной перевозки груза?

В случае возникновения факта ненадлежащего исполнения обязательства заказчиком автомобильной перевозки, дающего основания для взыскания неустойки, перевозчику предоставлено право выставления претензии. Выставляя в письменной форме претензию, в соответствии со ст. 6 Хозяйственно-процессуального кодекса (ХПК) соблюдается досудебный порядок урегулирования споров.

В соответствии с п. 109 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила), основанием для предъявления претензий за про­стой грузового транспортного средства в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза.

В соответствии с п. 1 ст. 311 ГК за несвоевременное использование транс­портных средств заказчик должен возместить перевозчику причиненные убытки, а также уплатить неустойку. В соответствии с п. 1 ст. 365 ГК, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

В соответствии с п. 364 Правил штраф за непредъявление к автомобильной перевозке груза, указанного в заявке или разовом заказе, может быть взыскан в размере до 20% стоимости непредъявленного груза.

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования заказчик должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не будет предусмотрено в договоре перевозки груза.

Приказом Минтранса от 23.04.2013 № 158-Ц определены методические рекомендации по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов в РБ, в т.ч. и при простое транспортного средства.

В соответствии с п. 108 Правил основанием для предъявления перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства на погрузке (разгрузке) служат отметки в следующих грузосопроводительных документах:

– товарно-транспортной накладной (гр. 15–17 раздела II «Погрузочно-­разгрузочные операции), см. приложение 1 к постановлению Минфина от 30.06.2016 № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной»;

– СМR-накладной (время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки должны быть отмечены в гр. 22 СМR и заверены подписью и штампом отправителя; время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах указываются получателем в гр. 24 СМR);

– в реестре товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде элек­тронных документов (в случае создания ТТН в виде электронного документа);

– в путевом листе о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства.

В договоре перевозки могут быть также отражены и иные документы, подтверждающие несоблюдение заказчиком условий договора перевозки, что дает перевозчику право выставления претензии по причине простоя транспортного средства (разовые пропуска, акт вынужденного простоя автомобиля, карты простоя и т.д.).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из обязательств по автомобильной перевозке грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 122 Правил срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию. В соответствии со ст. 201 ГК течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

 Таким образом, в случае, если лицо, не исполнившее или ненадлежаще исполнившее обязательство, направит ответ на претензию, срок исковой дав­ности, согласно п. 122 Правил, отсчитывается с даты получения ответа на предъявленную претензию. В случае, если это лицо не направит ответ на претензию, срок исковой давности в соответствии со ст. 201 ГК подлежит исчислению с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, т.е. со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Сегодня в законодательстве Рес­публики Беларусь форма претензии не закреплена. Для обзора и использования в работе рекомендуем примерную форму:

ПРЕТЕНЗИЯ

об уплате (неустойки, убытков)

в связи с вынужденным простоем автомобиля

 

г.                                               «___» _______ 20_____г.

(наименование стороны-перевозчика)  ________________ была достигнута договорённость о перевозке  (наименование стороны-заказчика)_____________ по маршруту __________________

 (маршрут перевозки) груза

Договор автомобильной перевозки груза  №__от «___»20____г.

Марка и государственный номер автомобиля: _______________

Государственный номер прицепа (полуприцепа):___________________________________________

Водитель: ___________________________________________________________________________

Грузоотправитель: ____________________________________________________________________

Грузополучатель: _____________________________________________________________________

Транспортная накладная  (СМR)№: ______________________________________________________

Заказ-наряд №: _______________________________________________________________________

Наименование груза:__________________________________________________________________

Описание обстоятельств, вызвавших составление претензии__________________________________________________________________________________________________________

В связи с вынужденным простоем на территории/вне территории в ожидании_______________________________________________________________________________________

(погрузки/разгрузки/оформления документов)

 Время и дата подачи автомобиля на погрузку /прибытие под разгрузку:

(ненужное зачеркнуть)

 _______ч. ________ мин., «____» ________________________ 20______ г.,

время и дата начала погрузки/разгрузки:

(ненужное зачеркнуть)

 _______ч. _________ мин. «____» ________________________ 20______ г.

Время убытия из(под) погрузки/разгрузки:

(ненужное зачеркнуть)

 _____ч. _________ мин. «____» ________________________ 20______ г.

Таким образом, простой автомобиля составил ________ часов.

Причина простоя заключается в ___________________________________________

Сумма неустойки/убытков составила размер:________________руб.

Обоснование расчета:______________________________________________

На основании изложенного, руководствуясь статьей 290, 747 ГК, п. 374 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008г. № 970  п. Договора (если это предусмотрено в договоре перевозки) просим Вас в срок до «____»_________20____г. в добровольном порядке погасить сумму неустойки/убытков.

Денежные средства просим перечислить

____________________________________________________________________________________________________________

 (реквизиты организации  - перевозчика)

В случае неуплаты выше обозначенной суммы, либо неполучения ответа на выставленную претензию в течении 30 дней, мы оставляет за собой право обратиться в экономический суд по месту пребывания ______________________________, так как считаем принятые меры исчерпанными для досудебного разрешения возникшего спора в соответствии статьи 6 Хозяйственно процессуального кодекса Республики Беларусь.

Перечень документов, прилагаемых к претензии:

___________________________________________________________________________________________________________ (наименование документа, количество листов)

Претензия должна быть подписана ее заявителем и составлена в двух экземплярах, один из которых остается в делах перевозчика. Заявителю рекомендуется направить претензию заказным письмом с уведомлением о ее вручении и копии приложенных к ней документов. Почтовая квитанция или реестр отправки почтовой корреспонденции являются одними из письменных доказательств, которые согласно ч. 6 ст. 84 ХПК представляются суду в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Автор публикации: Илья ШИПИЛОВ, юрист