Как автоперевозчику выставить правильно претензии заказчику
Какой сегодня порядок выставления претензии к заказчику автомобильной перевозки груза за простой грузового транспортного средства в период нахождения на погрузке? Влияют ли сроки выставления претензии на исковую давность? Существует ли официальная форма претензии для выставления заказчику автомобильной перевозки груза?
В случае возникновения факта ненадлежащего исполнения обязательства заказчиком автомобильной перевозки, дающего основания для взыскания неустойки, перевозчику предоставлено право выставления претензии. Выставляя в письменной форме претензию, в соответствии со ст. 6 Хозяйственно-процессуального кодекса (ХПК) соблюдается досудебный порядок урегулирования споров.
В соответствии с п. 109 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила), основанием для предъявления претензий за простой грузового транспортного средства в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза.
В соответствии с п. 1 ст. 311 ГК за несвоевременное использование транспортных средств заказчик должен возместить перевозчику причиненные убытки, а также уплатить неустойку. В соответствии с п. 1 ст. 365 ГК, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
В соответствии с п. 364 Правил штраф за непредъявление к автомобильной перевозке груза, указанного в заявке или разовом заказе, может быть взыскан в размере до 20% стоимости непредъявленного груза.
За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования заказчик должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не будет предусмотрено в договоре перевозки груза.
Приказом Минтранса от 23.04.2013 № 158-Ц определены методические рекомендации по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов в РБ, в т.ч. и при простое транспортного средства.
В соответствии с п. 108 Правил основанием для предъявления перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства на погрузке (разгрузке) служат отметки в следующих грузосопроводительных документах:
– товарно-транспортной накладной (гр. 15–17 раздела II «Погрузочно-разгрузочные операции), см. приложение 1 к постановлению Минфина от 30.06.2016 № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной»;
– СМR-накладной (время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки должны быть отмечены в гр. 22 СМR и заверены подписью и штампом отправителя; время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах указываются получателем в гр. 24 СМR);
– в реестре товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов (в случае создания ТТН в виде электронного документа);
– в путевом листе о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства.
В договоре перевозки могут быть также отражены и иные документы, подтверждающие несоблюдение заказчиком условий договора перевозки, что дает перевозчику право выставления претензии по причине простоя транспортного средства (разовые пропуска, акт вынужденного простоя автомобиля, карты простоя и т.д.).
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из обязательств по автомобильной перевозке грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 122 Правил срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию. В соответствии со ст. 201 ГК течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, в случае, если лицо, не исполнившее или ненадлежаще исполнившее обязательство, направит ответ на претензию, срок исковой давности, согласно п. 122 Правил, отсчитывается с даты получения ответа на предъявленную претензию. В случае, если это лицо не направит ответ на претензию, срок исковой давности в соответствии со ст. 201 ГК подлежит исчислению с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, т.е. со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Сегодня в законодательстве Республики Беларусь форма претензии не закреплена. Для обзора и использования в работе рекомендуем примерную форму:
ПРЕТЕНЗИЯ
об уплате (неустойки, убытков)
в связи с вынужденным простоем автомобиля
г. «___» _______ 20_____г.
(наименование стороны-перевозчика) ________________ была достигнута договорённость о перевозке (наименование стороны-заказчика)_____________ по маршруту __________________
(маршрут перевозки) груза
Договор автомобильной перевозки груза №__от «___»20____г.
Марка и государственный номер автомобиля: _______________
Государственный номер прицепа (полуприцепа):___________________________________________
Водитель: ___________________________________________________________________________
Грузоотправитель: ____________________________________________________________________
Грузополучатель: _____________________________________________________________________
Транспортная накладная (СМR)№: ______________________________________________________
Заказ-наряд №: _______________________________________________________________________
Наименование груза:__________________________________________________________________
Описание обстоятельств, вызвавших составление претензии__________________________________________________________________________________________________________
В связи с вынужденным простоем на территории/вне территории в ожидании_______________________________________________________________________________________
(погрузки/разгрузки/оформления документов)
Время и дата подачи автомобиля на погрузку /прибытие под разгрузку:
(ненужное зачеркнуть)
_______ч. ________ мин., «____» ________________________ 20______ г.,
время и дата начала погрузки/разгрузки:
(ненужное зачеркнуть)
_______ч. _________ мин. «____» ________________________ 20______ г.
Время убытия из(под) погрузки/разгрузки:
(ненужное зачеркнуть)
_____ч. _________ мин. «____» ________________________ 20______ г.
Таким образом, простой автомобиля составил ________ часов.
Причина простоя заключается в ___________________________________________
Сумма неустойки/убытков составила размер:________________руб.
Обоснование расчета:______________________________________________
На основании изложенного, руководствуясь статьей 290, 747 ГК, п. 374 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008г. № 970 п. Договора (если это предусмотрено в договоре перевозки) просим Вас в срок до «____»_________20____г. в добровольном порядке погасить сумму неустойки/убытков.
Денежные средства просим перечислить
____________________________________________________________________________________________________________
(реквизиты организации - перевозчика)
В случае неуплаты выше обозначенной суммы, либо неполучения ответа на выставленную претензию в течении 30 дней, мы оставляет за собой право обратиться в экономический суд по месту пребывания ______________________________, так как считаем принятые меры исчерпанными для досудебного разрешения возникшего спора в соответствии статьи 6 Хозяйственно процессуального кодекса Республики Беларусь.
Перечень документов, прилагаемых к претензии:
___________________________________________________________________________________________________________ (наименование документа, количество листов)
Претензия должна быть подписана ее заявителем и составлена в двух экземплярах, один из которых остается в делах перевозчика. Заявителю рекомендуется направить претензию заказным письмом с уведомлением о ее вручении и копии приложенных к ней документов. Почтовая квитанция или реестр отправки почтовой корреспонденции являются одними из письменных доказательств, которые согласно ч. 6 ст. 84 ХПК представляются суду в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.