Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Торговля. Общепит
18.02.2003 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

К осени все станет ясно

Каким будет дальнейший процесс присоединения Беларуси ко Всемирной торговой организации? Когда будут завершены переговоры со странами-членами и подписаны итоговые документы? Сегодня, продолжая разговор, начатый в прошлом номере "НЭГ", об этих и других аспектах переговорного процесса рассказывает заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр МИХНЕВИЧ...

Каким будет дальнейший процесс присоединения Беларуси ко Всемирной торговой организации? Когда будут завершены переговоры со странами-членами и подписаны итоговые документы? Сегодня, продолжая разговор, начатый в прошлом номере "НЭГ", об этих и других аспектах переговорного процесса рассказывает заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр МИХНЕВИЧ.

В ходе январских переговоров о вступлении нашей страны в ВТО мы договорились с ее Секретариатом о предварительном графике работы на I полугодие. В апреле ему будут представлены наши новые предложения по доступу на рынки товаров и услуг с учетом предложений и замечаний стран -- членов Организации, а в июне, очевидно, состоится заседание Рабочей группы. То есть налицо интенсификация переговоров.

Согласован график дальнейших консультаций со странами-членами. Здесь, конечно, потребуется максимальная координация действий министерств и ведомств с целью подготовки ответов на все поставленные перед нами вопросы (на ряд их мы частично ответили в ходе недавнего заседания Рабочей группы). Полный перечень вопросов Секретариат представит нам в конце февраля, ответы должны быть сформулированы и отправлены в марте. Они будут оперативно изучены странами-членами, и, если удастся выдержать график, следующее -- 5-е заседание Рабочей группы может состояться в конце мая -- начале июня. В ее нынешнем решении записано, что оно должно пройти до 5-й министерской конференции, т.е. до сентября с.г. Но по-джентельменски мы договорились, что эта встреча должна состояться в июле. Это очень важно. Если раньше мы заседания Рабочей группы проводили раз в год, то в 2003г. планируем провести три таких встречи: заключительную в ноябре -- декабре, чтобы к концу года выйти на подготовку доклада или протокола Рабочей группы об условиях присоединения Беларуси к ВТО.

-- Присоединяться будем одни или вместе с Россией?

-- Во время нынешних двусторонних переговоров и на заседании Рабочей группе мы заявили, что добиваемся синхронизации процессов вступления Беларуси и России в ВТО. Любой значительный временной разрыв будет нарушать наши интеграционные договоренности с Российской Федерацией, а на это ни российская сторона, ни белорусская идти не хотят. То есть это не та цена, которую мы должны платить за присоединение к ВТО. Не в интересах он и самой Всемирной торговой организации. Объяснение очень простое: Беларусь -- транзитная страна, через которую идет около 80% товаропотока в Российскую Федерацию и из нее. Если мы, в результате того что одна сторона вступит в ВТО быстрее, чем другая, окажемся на разных правовых "полях", это только создаст ненужные не зависящие от нас проблемы, которые могут вылиться в косвенные экономические потери для наших партнеров по Организации.

-- Не будет ли Беларусь поставлена перед фактом, что Россия согласует более низкие пошлины, чем это приемлемо для Беларуси?

-- В России внимательно прислушиваются к нашей позиции. Мы на протяжении прошлого года на всех встречах, а их было очень много, как на высшем уровне, так и на уровне специалистов, доказывали, что экспортные пошлины -- это не тот путь пополнения бюджета для нашей страны. Для России это важнее, поскольку доля сырьевых товаров в структуре ее экспорта очень высока. Тем не менее, мы полагаем, что в ближайшее время будет отменен ряд вывозных таможенных пошлин. Сегодня Россия использует по ним 234 позиции.

Регулярно, раз в два месяца встречаемся с коллегами из Минэкономразвития России и проговариваем все текущие вопросы по проблемам присоединения к ВТО. В Женеве стараемся защищать и отстаивать взаимные интересы. Например, мы не строим самолеты, но считаем этот сектор чувствительным и для себя, поскольку он представляет интерес для России. И наоборот, были моменты, по которым россияне поддерживали нас.

Какую-то определенную дату присоединения Беларуси к ВТО назвать пока невозможно. Ведь речь идет о подготовке двустороннего пакета с участием 144 стран-членов.

Мы закончим переговоры тогда, когда примем или согласуем приемлемый для Беларуси пакет обязательств, которые не будут ущемлять наши долгосрочные интересы. Это очень далекая перспектива, ведь в ВТО мы вступаем не на год или два, а навсегда. В сентябре в Мексике состоится шестая министерская конференция, на которую также наверняка от нас поедет очень серьезная делегация. Результаты ее работы станут серьезным поводом для анализа сроков вступления в ВТО.

В ходе нынешних заседаний вырисовался круг стран, которые рассматривают Беларусь как серьезного экономического партнера и с которыми нам предстоит вести наиболее интенсивные переговоры. Их немного -- 15--20, что позволяет лучше понимать направления переговорного процесса. С рядом государств будем вести переговоры не только в Женеве, через Секретариат и аккредитованные при ВТО миссии, но и в их столицах -- там, где, собственно, формируются их позиции как членов ВТО по отношению к Беларуси. Прежде всего, это наши соседи, а также страны ЕС и США. Я думаю, что от переговоров с этими государствами будет зависеть общая позиция ВТО к комплексу наших обязательств.

-- Как вы оцениваете эффективность процесса вступления Беларуси в ВТО на нынешнем этапе? Какие предпринимаются меры по его ускорению? На каких принципах формируется политика Беларуси в области услуг в контексте ВТО?

-- Чем дольше ведется переговорный процесс, тем, как показывает практика, более жесткие обязательства вынуждена брать на себя страна. Правда, Китай, для которого дорога в ВТО заняла 15 лет, сумел оговорить для себя весьма приемлемые условия, которые будут реально стимулировать инвестиции и снимут ограничения для китайских товаров.

В прошлом году правительством и Нацбанком принят план нормотворческой деятельности по изменению законодательства Беларуси с целью его адаптации к требованиям ВТО. На уровне правительства в ближайшее время будет принято решение, которое исключит принятие любого нормативного документа экономического характера без заключения о его соответствии правилам ВТО.

Позиция по присоединению страны к ВТО выработана совершенно четкая. Прежде всего, это приведение законодательства в соответствие с требованиями Организации. Здесь будут максимально учтены национальные приоритеты: стабильное экономическое развитие, структурная перестройка экономики с выраженной социальной направленностью, наращивание конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

За десять лет суверенитета Беларусь не развалила свою промышленность, осталась сборочным цехом, и эту особенность везде подчеркиваем. Если ряд стран, вступая в ВТО, не придает значения своим интересам в области высоких технологий или промышленного развития, то для Беларуси этот вопрос весьма актуален.

Сегодня в нашем экспорте удельный вес сложной машинно-технической продукции достигает 30--40%, и мы будем добиваться, чтобы это соотношение сохранялось.

Важным вопросом является формирование таможенно-тарифной политики на основе гибкого применения таможенного тарифа, учитывающего необходимость защиты чувствительных к импорту производств, а также обеспечение предприятий необходимым сырьем и комплектующими. У нас тариф имеет как бы два полюса. Первый -- мы импортируем для промышленности 70% сырья. Для таких его видов, как шерсть, хлопок и некоторых других, будем сохранять минимальный уровень таможенного и другого налогообложения. В то же время на экспортную продукцию уровень пошлин будет гораздо выше.

Что касается формирования отраслевой политики в сфере услуг -- здесь я должен сказать комплимент в адрес Национального банка, у которого проблематика ВТО детально проработана в Банковском кодексе. В нем не заложены ограничения для иностранных клиентов. Мы определили для себя квоту иностранного капитала в 25%, а буквально на днях на рассмотрение Президента внесен документ, в соответствии с которым эта квота увеличена до 50%. При необходимости и наличии инвесторов в банковский сектор она может расти и дальше, что с удовлетворением, думаю, будет воспринято странами -- членами ВТО.

У нас нет монополии в области телекоммуникационных услуг. В секторе мобильной связи уже действует несколько операторов, в т.ч. иностранных, и все это делается на вполне прозрачных конкурсных условиях. В области фиксированной (проводной) связи к 2007--2008гг. также появятся альтернативные операторы. В области страхования государственная зона ответственности ограничена только сектором обязательного страхования, связанного с жизнью, ее защитой, с экологией и т.д. В эти сектора страхования иностранные операторы будут допускаться на жестких, но не ограничительных условиях. Это тоже было понятно нашим партнерам по переговорному процессу, тем более что в этом плане многие страны -- члены ВТО имеют более жесткое деление, чем то, которое предлагаем мы.

Я хочу, чтобы все поняли, что мы вступим в ВТО только на обычных, традиционных условиях, на которых вступали в эту организацию страны-основоположники. Какие-то дополнительные обязательства, которые, в частности, имеют место в отношении к России по вопросу выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители, мы на себя не возьмем.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений