Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Израиль – это IT, стартапы и не только

Чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Беларуси Алекс Гольдман-Шайман

Мы беседуем в посольстве Израиля. Строгие процедуры досмотра снаружи и искреннее радушие внутри. Мощная армия на границе и полная свобода для жителей в самой стране. Известная всему миру дороговизна, но высокий уровень зарплат и высочайший уровень социальных гарантий для граждан. Между нами – 2500 километров (по воздуху), 3500 (по земле и воде), 4300 (только по суше). И вечные человеческие связи. Наш собеседник – чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Беларуси Алекс Гольдман-Шайман.

 

Господин посол, вы здесь уже почти полгода, впечатления еще свежи, тем более что до того вы в Беларуси никогда не были. Что скажете? Где уже побывали? Каковы впечатления? Как люди? Что наиболее воодушевило и что более всего разочаровало?

– Да, я как раз приехал с семьей ровно полгода назад, в конце сентября. Нам здесь очень нравится: красивая, комфортная, интересная страна. К сожалению, пока успел увидеть не так много в связи с пандемией, в основном пришлось ограничиться пределами Минска. Город красивый, интересный, есть что посмотреть. Люди добрые, открытые. Минск находится на очень высокой ступени развития, здесь хороший уровень инфраструктуры. За город выехали только в Логойск и Силичи. Увидели снег. Для израильтян это все равно что увидеть динозавтра (смеется).

Об экономике. Вскоре после моего приезда проходила ежегодная сельскохозяйственная выставка (Белагро-2020), очень впечатляюще было и интересно. Побывал в технологическом и медицинском университетах (БГТУ и БГМУ), принял участие в продуктивных встречах. Уровень студентов и преподавателей произвел сильное впечатление. Вижу, что есть, с кем работать, встречаться и развивать сотрудничество. Посещал индустриальный парк «Великий камень» – был впечатлен размахом и диапазоном тем. Пока не добрался в ПВТ, но это в планах. У нас есть проблема: возможности встреч из-за ковида ограничены, особенно в закрытых помещениях. Это очень досадно. Зато ситуация, сложившаяся из-за пандемии, подвигла нас шире использовать возможности онлайн-встреч.

 

– Сами переболели?

– Официально переболел, диагноз поставили, потом сдал тест на антитела, а там 0,0. Так что не знаю, переболел или нет. На прошлой неделе был в Израиле, получил вторую порцию вакцины. Уже, кстати, 57% израильтян провакцинированы.

 

– У вас своя вакцина?

– Нет, американская. Пользуемся в основном двумя – Pfizer и Moderna. Они прошли массовое тестирование и были подтверждены FDA. Уже создана израильская вакцина, но она еще не прошла весь цикл тестов. Более того, израильские специалисты участвовали также в разработке вакцины «Спутник-V».

 

– Израиль – одно из мировых туристических направлений. Ковид ведь закончится. Как вы собираетесь привлекать в страну людей из Беларуси?

– Да, это важно. Во-первых, в Израиле есть на что посмотреть и чем заняться – и курорты, и исторические места, паломничество в Иерусалим, культура, кулинария и т.д. Во-вторых, в Израиле более миллиона русскоязычных граждан, страна говорит по-русски или по-английски, так что это облегчает организацию туризма. В 2019 г. Израиль посетили 4,5 млн туристов со всего мира, это принесло экономике страны 6,5 млрд USD. Поток белорусов также вырос. В 2015 г., когда только начал действовать безвизовый режим, количество туристов, посетивших Израиль, составило 15 тыс. человек, а уже в 2019-м – вдвое больше. Несколько раз в неделю летали прямые рейсы. Разумеется, мы очень заинтересованы возобновить все туристические потоки и показать вам нашу страну.

Что делать для развития? Знакомить белорусов с Израилем, рекламировать, работать с туроператорами, организовывать культурные мероприятия, такие, как день израильской культуры. В прошлом году нам удалось хотя бы провести фестиваль израильского кино. Плюс многие хотят посетить Израиль, поскольку в нем живут их друзья и родственники – выходцы из Беларуси. Обычно увеличение туристического потока взаимовыгодно и работает в обе стороны, и количество израильских туристов в Беларусь в таком случае тоже возрастет.

 

– Для нас важно, чтобы в Израиле знали, что 4 президента и 8 премьер-министров вашей страны родились в Беларуси или их родители родились и жили здесь (справочно: президенты Хаим Вейцман, Залман Шазар, Эзер Вейцман, Шимон Перес; премьер-министры Моше Шарет, Игаль Алон, Ицхак Рабин, Менахем Бегин, Ицхак Шамир, Шимон Перес, Беньямин Нетаньяху, Ариэль Шарон, спикер парламента Кадиш Луз). Это уникальный случай, согласитесь. Такие белорусские города, как Бобруйск, Минск, Пинск, Слуцк, Гродно, Брест, Гомель, Могилев и др. не просто были местом жительства еврейского населения, там большинство населения были евреями. Что нужно сделать, чтобы увековечить их память в белорусских городах и белорусских головах? Как вы можете здесь нам помочь? И что нужно сделать, чтобы люди из Израиля массово поехали к нам в гости?

– Беларусь – интересное направление для израильского туризма. Разнообразие предложений и заманчивые цены, историческая память и еврейские корни, йешивы и синагоги... И в то же время современная европейская архитектура, культура, приветливые и гостеприимные люди.

Что сделать? Во-первых, расширить доступность туристических мест. Это и организация транспорта, логистики, и предоставление широкого спектра информации на английском языке (таблички, навигация, меню в ресторанах и т.д.). В Минске это хорошо организовано, но важно достичь такого же уровня за пределами столицы. Во-вторых, широко представить информацию обо всех интересных туристам объектах и организовать легкийи комфортный доступ к этой информации. В-третьих, создать возможности для интересного времяпрепровождения (посещение фестивалей, концертов, развлекательных мероприятий, мест отдыха).

 

– Одним из государственных языков в Беларуси в XX веке был идиш. Есть ли у Израиля какая-то интенция к возрождению этого языка, при том что иврит – основной и государственный язык государства Израиль?

– Идишу принадлежит теплое место в сердцах многих израильтян, хотя он и не входит в пятерку основных языков страны. И это, конечно, больше ностальгия. Мы вкладываем много сил и средств в сохранение культурного наследия, включая идиш, но делаем это в Израиле, а не за границей. У нас есть театр, представляющий спектакти на идиш. В Израиле существует The National Authority for Yiddish Culture (Национальное управление идишистской культуры). Его целями является углубленное и всестороннее изучение идишистской культуры, а также распространение знаний о ней и языке, в т.ч. через СМИ. Управление занимается каталогизацией культурного наследия на идиш, продвижением и поддержанием создания современных произведений на идиш, переводами с идиша на иврит. Если в Беларуси будет интерес к сотрудничеству в этой сфере, мы с удовольствием поможем с контактами.

 

– Территория Израиля преимущественно распололожена в пустынном регионе с засушливым климатом. Но страна – один из крупнейших в мире экспортеров продовольствия. Как такое возможно?

– В широком смысле у нас просто нет другого выхода. Чтобы выжить, нам нужно быть изобретательными, находить новые подходы к решению старых задач, проявлять смелость. В Израиле есть термин хуцпа. Переводится как дерзость, пробивная сила, в хорошем смысле нахальство, готовность быть смелым и стараться что-то изменить. Когда в разных странах заходит речь о глобальных проблемах экономики, безопасности, человеку часто нечего сказать по этому поводу. У израильтян этой проблемы нет вообще – у каждого всегда есть свое мнение по любому вопросу, и он уверен, что именно оно самое правильное (улыбается).

Далее. Маленькая страна. Это помогает: каждый знаком с кем-то, не нужно долго стучаться. С кем-то ты служил в армии, можешь к нему обратиться, все кого-то знают, кто тебе подходит для того, чтобы реализовать и продвинуть свою идею. Кроме того, в Израиле высокий уровень технологий, образования. Других ресурсов не было. Hi-Tech – наш основной «паровоз», который тянет все эти вагоны. Конечно, есть проблемы, которые нам нужно одолеть. Ну и чтобы что-то выросло, надо вовремя и правильно посадить семена.

Серьезная составляющая – технологии. Мы уже много лет наблюдаем тенденцию: количество сотрудников, занятых в нашем сельском хозяйстве, сокращается, а количество выпускаемых сельскозозяйственных продуктов увеличивается. Есть три направления: точечное орошение, опреснение и повторное использование воды (60% воды, идущей на нужды сельского хозяйства, – переработанная очищенная), а также автоматизация – «умные» теплицы с постоянной температурой и технология дойки коров в электронном виде. Также мы занимаемся селекцией (например, квадратные помидоры – для того, чтобы проще было упаковывать) и разработкой методов хранения: мало урожай вырастить, надо, чтобы он еще мог полежать. Возле Реховота находится институт Vоlcany, занимающийся технологиями минимизации потерь продовольствия во время хранения и транспортировки. Вы знаете, что примерно треть продуктов в мире портится на этом этапе? В сумме потери составляют около 1 трлн USD в год.

 

– Израиль всемирно известен своими разработками для нужд ВПК, в IT-отрасли, медицине. Какие совместные проекты в этих областях реализуются с белорусскими компаниями?

– Что касается разработок, то многое из того, что поначалу создавалось для нужд ВПК, проходит конверсию и идет на гражданскую службу. Одна из самых успешных фирм, которая делает сегодня кастрюли и сковородки – Soltam, раньше специализировалась на производстве артиллерийского оружия. Позже в компании появилось отдельное подразделение, производящее продукцию бытового назначения. Что хорошо для танков и для кастрюль неплохо.

В совместных медицинских проектах есть большой интерес. Медицинский форум, который мы хотим провести в апреле, будет посвящен стоматологии. В начале марта в Zoom состоялся формум белорусских экспортеров, которые вместе с ТПП показывали свою продукцию – деревообработку, текстильную продукцию, автотехнику, продовольственную продукцию, а с нашей стороны мы хотим сосредоточиться на медицинских препаратах и медицинских технологиях. Есть образовательный проект в Минском медуниверситете, там обучаются 80 израильских студентов, а потом они могут вернуться в Израиль, в Ашдод, и пройти стажировку. И этот проект снимает барьеры между нашими и вашими студентами. Барьер есть, когда вы незнакомы. Израиль не знаком с белорусским рынком. И если мы снимем этот барьер, эффективность возрастет.

 

– Наш торговый оборот уже несколько лет составляет примерно 150 млн USD. Есть ли резервы роста? Есть ли возможность нарастить поставки нашего транспорта, белья, обуви, продуктов питания, мебели, удобрений, посуды? Что этому мешает?

– В Израиле есть интерес и к продуктам питания, и к продуктам деревообработки, и к другим товарам. Тут главный барьер – недостаточное знание рынков друг друга, и это то, что мы стараемся изменить на уровне посольств. Есть изменения на макроуровне, процесс у нас идет уже несколько последних лет. Состоялось подписание договоров о зонах свободной торговли. Это дает возможность увеличить поставки для обеих стран. Причем отдельно у нас идет процесс подписания такого договора с ЕАЭС. А это, уверен, даст возможность увеличить товарооборот и между нами. Для углубления сотрудничества и снятия барьеров была создана Межправкомиссия, которая занимается вопросами двусторонней торговли, производства и т.д. Надеемся, что очередная встреча комиссии состоится до конца года в Израиле.

 

– Назовите топ-5 израильских инвестпроектов в Беларуси за последние 5 лет.

– Назову топ-6. Так как вначале был Viber. Он дал толчок другим IT-проектам из Беларуси, открыл дорогу интереса к вашему IT. Наших бизнесменов спрашивают, с кем мы делаем Viber, и мы говорим: «Это ребята из Беларуси». И так зарабатывется известность и репутация, растет интерес к сотрудничеству с белорусами. Вот так постепенно развиваешься. И вдруг – раз, и ты на вершине, с тобой считаются все. Еще одна большая израильская компания, здесь присутствующая и дающая работу 700 сотрудникам, – Playtika. Она занимается разработкой и распространением бесплатных игр для мобильных приложений. За 2020 год компания заработала 2,4 млрд USD. Еще. В конце 2020 г. израильский холдинг Moon Active приобрел разработчика мобильных игр – белорусскую компанию Mel Soft, цена сделки составила более полумиллиарда долларов. В парке «Великий камень» также есть израильская компания Innoviz, разрабатывающая технологии беспилотного управления автомобилями. Компания CheckPoint, дающая возможность защиты от кибератак. И, наконец, еще один крупный проект в недвижимости – компания SvitLand Development, построившая здесь жилой комплекс. Она делает акцент на строительство с высоким уровнем автоматизации, на концепции умного дома, удобного для проживания.

Израиль не силен в таких проектах, как БелАЗ, но в новейших технологиях, а также в стартапах нам почти нет равных в мире. Так что это перспективные направления сотрудничества. Здесь хороший уровень manpower, и то, что в Израиле свободно общаются на русском или английском, увеличивает возможности для совместного сотрудничества.

 

– Израиль пережил уже минимум три волны массовой репатриации из Беларуси. Что вы думаете о возможности четвертой, с бизнес-уклоном? Есть ли движения в этом направлении?

– Пока я какой-то особенной волны не вижу. Иммиграция в Израиль есть как из Беларуси, так и из других стран. Статистика по 2020 г. не очень отличается от прошлых лет. Может быть потому, что из-за ковида несколько месяцев не работало посольство, точнее, не принимало людей и не выдавало на визы. Да, когда есть сложности – политические, экономические, социальные, это влияет на количество людей, покидающих страну. Но пока по итогам 2020 г. цифры по въезду в Израиль из Беларуси не выросли.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений