$

2.1143 руб.

2.3436 руб.

Р (100)

3.3269 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Строительство

Изменения в строительном законодательстве. Что и как реформируется, а что – нет

22.11.2019

Министерство архитектуры и строительства (МАиС) провело практическую конференцию «Реформа строительной отрасли РБ: итоги – 2019, новации – 2020». Наряду с производственными и экономическими вопросами строительной индустрии обсуждались вопросы правового регулирования, бухгалтерского учета и налогообложения.

Строительство относится к числу ключевых отраслей в республике, во многом определяет состояние экономики и решение социальных задач. Доля строительной индустрии в ВВП к 2025 г. должна быть на уровне не ниже 6%.

В отрасли проделана определенная работа по совершенствованию законодательной базы, регулирующей вопросы строительства на всех стадиях инвестиционного цикла, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение эффективности деятельности организаций строительного комплекса.

 

Директива № 8

Результатом совещания, проведенного при участии Президента, явилась Директива № 8, определившая 5 основных направлений дальнейшего развития строительной отрасли:

1. Повышение эффективности ин­вестиционно-строительной деятельности, гарантии по реализации социальной политики.

2. Принятие мер по комплексному развитию территорий, повышению энергоэффективности возводимых объектов.

3. Обеспечение эффективности ор­ганизаций отрасли и их конкурентоспособности на внут­реннем и внешнем рынках.

4. Реализация цифровой трансформации белорусского стройкомплекса.

5. Обеспечение инновационного развития кадрового потенциала строительной отрасли.

В Директиве № 8 сформулированы основные задачи развития стройиндустрии, определены новые подходы, условия, требования.

В пер­вую очередь все предусмотренные новшества должны быть закреплены на законодательном уровне, регулирующем деятельность отрасли.

В связи с необходимостью приведения в соответствие со всеми нововведениями законодательства на сегодняшний день МАиС постоянно идет поиск оптимальных решений, принимаются новые нормативные правовые акты, вносятся изменения в действующее законодательство, ведется активная работа по разработке нормативных документов.

 

Контрактная стоимость

Запланированы изменения в постановление Совмина от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» в части формирования контрактной стоимости объекта строительства.

Будет дано четкое определение контрактной стоимости и перечень случаев, когда последняя может изменяться (документ был направлен на согласование, но в настоящий момент возвращен на доработку, необходимы дополнительные согласования отдельных моментов с Минфином).

 

Строительные нормы и правила

Подписан Указ от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах». Он регулирует нормирование строительной деятельности. В развитие данного законодательного акта принято постановление Совмина от 07.08.2019 № 517, которым утверждены правила разработки строительных норм и правил, порядок их утверждения и применения.

В рамках этого нормативного акта поставлена задача до 01.01.2020 принять строительные нормы и строительные правила.

Принятые строительные нормы будут носить обязательный характер, а строительные правила – рекомендательный.

Сейчас активно ведется работа по пересмотру ТКП для того, чтобы перевести их именно в строительные нормы и строительные правила. Часть таких документов уже принята МАиС в октябре 2019 г.: утверждено 7 документов, которые регулируют отдельные направления строительной деятельности.

Также предусмотрено, что МАиС будет являться единым регулятором по строительным нормам и строительным правилам, т.е. нормировать всю строительную деятельность (ранее нормативы утверждались многими организациями МЧС, Минприроды, Госстандарта и т.д.). Все нормы должны быть в одном документе. Это также позволит исключить несоответствия в нормативных документах, принимаемых различными органами.

 

Закупки в строительстве

Указ от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» принят временно на два года. Он урегулировал вопросы, которые возникали в отношении закупок в строительстве.

В дальнейшем закупки будут регулироваться Законом о государственных закупках. МАиС пытался увеличить срок в силу специфики отрасли, предлагая принимать и далее специальные нормы, но принятые исключения будут действовать только в течение двух лет, через два года ­– Закон о госзакупках.

 

Нормативные сроки строительства

Большое внимание уделяется соблюдению нормативных сроков строительства, особенно в отношении жилья.

Подготовлен соответствующий Указ «О соблюдении нормативных сроков строительства жилых домов», который прошел все согласования и уже находится в Минюсте. Этим нормативным актом предписано возложение на местные исполнительные и распорядительные органы власти ответственности за ввод объектов в нормативные сроки, установлено обязательное заключение договора между исполкомами и застройщиками, в котором необходимо предусмотреть обязанность местных органов по предоставлению земельных участков и т.д. и ответственность застройщиков за соблюдение нормативных сроков строительства.

Запланированы и изменения в постановление Совмина от 15.09.1998 № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда» в части п. 17, в котором предусмотрено изменение сроков строительства (документ подготовлен, проходит необходимые согласования).

Изменять сроки строительства возможно будет только один раз, в исключительных случаях  – при наличии веских причин, можно будет повторно рассматривать вопрос о продлении сроков строительства. При этом будет предусматриваться ответственность и определение виновного лица (застройщика или подрядчика) вплоть до замены застройщика, подрядчика, если по их вине срываются сроки строительства.

На сегодняшний день очень много обращений граждан в различные гос­органы связано именно с нарушением сроков строительства жилых домов.

 

Самовольное строительство

Необходимо исключить случаи самовольного строительства. Планируется внесение изменений в ряд законодательных актов, регулирующих данный вопрос. Предусмотрены изменения в ст. 223 ГК, в КоАП в части усиления ответственности за самострой (документ подготовлен и проходит необходимые согласования).

 

Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Разработка Кодекса была предусмотрена п. 9.3 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». В основу документа был положен Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Кодекс прошел публичное обсуждение, в ходе которого было получено большое количество предложений.

Документ доработан с учетом предложений, на сегодняшний день уже прошел необходимые согласования и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в правительство.

 

Проектная документация

Проблемой отрасли обозначено невыполнение норм Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) в части разработки проектной документации.

Причем виновной стороной может выступать как заказчик, так и подрядчик.

Заказчики не выполняют требования Указа № 26, не предоставляют в полном объеме технические условия и все необходимые данные для проектирования, т.е. на стадии оформления заказа на разработку проектной документации не знают, что хотят получить на выходе.

Данную проблему пытались решить путем разработки требований по подготовке предпроектной документации.

Пока желаемого эффекта не достигнуто. Одна из причин – это желание предприятий сократить инвестиционный цикл строительства, совмещая две функции. МАиС не планирует вносить изменения в закрепленный порядок, будет настаивать на его исполнении и надеется, что получится переломить ситуацию.

С другой стороны, сегодня на рынке много проектных организаций, которые не отвечают современным требованиям. В этой части планируется усилить контроль за качеством проектов.

В качестве предложенных мер рассматриваются:

– введение страхования деятельности проектировщиков;

– аттестация, предложено проводить экзамены после обязательного обучения.

Пока эти предложения требуют всестороннего изучения.

 

Цифровая информатизация

Поставлена задача цифровой информатизации строительной отрасли. Подготовлен проект Указа «О цифровой трансформации и управлении жизненным циклом зданий (сооружений)», который проходит необходимые согласования. Указом предусматривается создание государственного строительного портала. Это целая система, включающая различные подсистемы, в которых будет представлен весь цикл строительной деятельности.

Предусмотрены следующие разделы:

– «Архитектура и градостроительство»;

– «Управление жизненным циклом объекта строительства»;

– «Информационное моделирование»;

– «Кадры»;

– «Ценообразование», т.е. все направления строительной деятельности.

На портале планируется реализовать отдельные элементы моделирования, создать базу элементов, которые выпускают предприятия строительной отрасли, причем не едино­временно, а постоянно ее обновлять и актуализировать. Ввести и разместить на портале стандарты к би-проектированию, моделированию. Это будет являться основой (базой) для использования в работе предприятиями отрасли.

 

Бухгалтерский учет

Обращаем внимание! Изменения в Инструкцию о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением МАиС от 14.05.2007 № 10, пока не планируются, поскольку не прошли согласования на уровне заинтересованных министерств.

 

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Подготовила по итогам конференции Ирина КЛЕЗОВИЧ