Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.255
EUR:
3.4916
RUB:
3.4839
Золото:
244.21
Серебро:
2.87
Платина:
97.95
Палладий:
100.05
Назад
Консультации
15.08.2017 21 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в социальном обслуживании

В Закон от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании» (далее – Закон) внесены многочисленные изменения, которые будут действовать с 25 декабря 2017 г. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Корректировки в документ внесены Законом от 19.06.2017 № 31-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

Уточняется терминология, используемая в Законе.

Под социальным обслуживанием будет пониматься совокупность мер по организации и оказанию социальных услуг, содействию активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней.

Социальным проектом будет считаться комплекс организационно-технических мероприятий по решению социальных проблем определенной группы граж­дан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно.

Статья 1 Закона дополнена понятием социальная услуга – деятельность в области социального обслуживания по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней, не связанная с оказанием материальной помощи.

Уточняется сфера действия Закона (ст. 2) – регулирование общественных отношений, возникающих не только при организации и оказании соцуслуг, но и при реализации социальных проектов. При этом действие Закона будет распространяться на граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), а также на юрлиц, оказывающих социальные услуги, и физлиц, оказывающих социальные услуги, в т.ч. индивидуальных предпринимателей (ИП). Физические лица включаются и в другие нормы Закона, где в настоящее время говорится только об ИП.

В ст. 4 Закона уточняется, что доступность социального обслуживания для граждан, независимо от места их проживания, предусмотрена только для проживающих на территории Беларуси.

Статья 6 Закона дополняется нормой, согласно которой требования к содержанию и качеству соцуслуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания, устанавливает Минтруда и соцзащиты.

Существенное дополнение вносится в ст. 7 Закона, в которой определены субъекты системы социального обслуживания: теперь в нее будут входить негосударственные некоммерческие организации, оказывающие соцуслуги (сейчас здесь говорится об иных юрлицах, оказывающих соцуслуги), а также физлица, оказывающие соцуслуги, в т.ч. ИП.

В перечень госорганизаций, оказывающих соцуслуги (ст. 8 Закона), дополнительно включаются:

– клинические центры паллиативной медицинской помощи детям;

– дома ребенка;

– центры медико-социальной и (или) социальной реабилитации для детей-инвалидов и (или) инвалидов.

При этом из данного перечня исключаются геронтологические центры.

В связи с включением в систему соцобслуживания негосударственных некоммерческих организаций Закон дополняется ст. 9-1, согласно которой такие организации в соответствии со своим предметом деятельности, определенным уставом, принимают участие в решении вопросов в области соцобслуживания в соответствии с законодательством.

Закон дополнен ст. 9-2, регламентирующей международное сотрудничество в области соцобслуживания. Основными направлениями международного сотрудничества будут являться:

– взаимодействие с иными государствами в рамках заключаемых международных договоров;

– участие в международных проектах, международных конференциях и других мероприятиях;

– обмен с иностранными и международными организациями информацией о технологиях и инновациях;

– реализация проектов международной технической помощи;

– привлечение иностранных инвестиций для проектов по повышению качества соцобслуживания.

В ст. 16 Закона, устанавливающей полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области соцобслуживания, уточняется, что они имеют право создавать не любые, а только государственные организации, оказывающие соцуслуги, утверждать их структуру и штатную численность работников, осуществлять реорганизацию и ликвидацию.

Государственный социальный заказ

В ст. 20 Закона уточняется, что государственным заказчиком государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание соцуслуг и реализацию соцпроектов, выступают местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. При этом требование, чтобы последние размещали такой заказ и контролировали его выполнение, действующее в настоящее время, исключается.

Уточнена ч. 3 ст. 21 Закона: исполнителем государственного соцзаказа не могут выступать негосударственные некоммерческие организации, деятельность которых приостановлена.

Статья 22 Закона, регламентирующая условия проведения конкурса на выполнение государственного соцзаказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание соцуслуг и реализацию соцпроектов (далее – конкурс), изложена в новой редакции.

Как и сейчас, к участию в конкурсе будут допускаться негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность на территории Беларуси, с учетом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 21 Закона.

Выигравшей конкурс признается негосударственная некоммерческая организация, конкурсное предложение которой по заключению конкурсной комиссии содержит лучшие условия по сравнению с конкурсными предложениями других негосударственных некоммерческих организаций.

Если конкурсное предложение подано только од­ним участником либо для участия в конкурсе допущен только один участник, конкурсная комиссия рассматривает это предложение и дает заключение о соответствии либо несоответствии данного конкурсного предложения условиям конкурса. При соответствии конкурсного предложения единственного участника условиям конкурса с ним заключается договор на выполнение государственного соцзаказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание соцуслуг и реализацию соцпроектов, на предложенных им условиях.

Конкурс признается несостоявшимся, если:

– для участия в конкурсе не было подано ни одного предложения либо ни один из участников не был допущен к участию в конкурсе;

– конкурсные предложения участников не соответствуют условиям конкурса.

Повторный конкурс может быть проведен в случае:

– признания конкурса несостоявшимся по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 22 Закона;

– отказа единственного участника от заключения договора на выполнение государственного соцзаказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание соцуслуг и реализацию соцпроектов.

Как и сейчас, порядок проведения конкурса будет определяться Совмином.

Установлено, что договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание соцуслуг и реализацию соцпроектов, может заключаться на срок до 5 лет в пределах срока реализации госпрограмм.

Права и обязанности граждан в области социального обслуживания

Согласно изменениям в ст. 26 Закона граждане в Беларуси имеют право на:

– получение соцуслуг в соответствии с условиями и порядком их оказания, установленными Законом, другими актами законодательства, а также согласно условиям договора оказания соцуслуг, заключаемого в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона;

– уважительное и гуманное отношение работников организаций и физлиц, оказывающих соцуслуги, в т.ч. ИП;

– получение информации о правах и обязанностях в области соцобслуживания, видах услуг и формах обслуживания, об основаниях получения услуг, условиях их оплаты, других условиях соцобслуживания;

– качественное оказание услуг;

– выбор организации и физлица, оказывающих соцуслуги, в т.ч. ИП, вида услуг и формы обслуживания согласно условиям их предоставления, установленным Законом, другими актами законодательства;

– отказ от получения услуг;

– конфиденциальность информации, ставшей известной работнику организации, ИП, физлицам, оказывающим услуги, при оказании социальных услуг, включая информацию о факте обращения за обслуживанием. С письменного согласия гражданина (его законного представителя) допускается передача сведений, составляющих такую информацию, в т.ч. персональных данных, должностным и другим лицам в интересах гражданина. Представление сведений, составляющих такую информацию, без согласия гражданина (его законного представителя) допускается по письменному запросу органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством, а также в случае оказания социальных услуг несовершеннолетнему для информирования его законного представителя;

– защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке;

– иные права в соответствии с законодательством.

Уточнен перечень обстоятельств для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании (ст. 28 Закона). По-прежнему соцобслуживание будет доступно гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Перечень обстоятельств, по которым гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, изменен.

Как и в настоящее время, такими обстоятельствами будут признаваться:

– безработица;

– ущерб от пожаров и других стихийных бедствий, техногенных катастроф (аварий), боевых действий, актов терроризма, психофизического насилия, тор­говли людьми, противоправных действий других лиц;

– отсутствие определенного места жительства;

– сиротство;

– смерть близкого родственника или члена семьи;

– утрата социальных связей за время отбывания наказания в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, нахождения в лечебно-трудовых профилакториях, специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях, нахождения на принудительном лечении.

Кроме того, подобными обстоятельствами будут признаваться:

наличие в семье инвалида (в настоящее время – инвалидности), в т.ч. ребенка-инвалида, ребенка с особенностями психофизического развития;

– отсутствие трудоспособных лиц (сейчас – род­ственников), обязанных по закону содержать инвалида;

– рождение одновременно двоих и более детей (сейчас – троих и более детей);

– семейное неблагополучие, конфликты и насилие (сейчас – жестокое обращение) в семье;

ограничение способности (сейчас – неспособность) к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению;

– иное обстоятельство, признаваемое таковым организациями и ИП, оказывающими соцуслуги (сейчас здесь говорится о наличии иных обстоятельств, последствия которых гражданин не в состоянии преодолеть самостоятельно).

Такое обстоятельство, как малообеспеченность, исключено из указанного перечня.

Перечень форм социального обслуживания (ст. 29 Закона) дополняется социальным обслуживанием в замещающей семье, под которым понимается оказание социальных услуг совершеннолетнему нетрудоспособному гражданину в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства этого гражданина и физлица, оказывающего услуги и не являющегося лицом, обязанным по закону содержать этого гражданина. Такая социальная технология уже существует на практике.

Положение о социальном обслуживании в замещающей семье будет утверждено Совмином.

Социальные услуги, условия и порядок их оказания

В ч. 2 ст. 30 Закона уточняется, что местные исполнительные и распорядительные органы могут принимать решение об оказании других социальных услуг с определением категорий граждан, имеющих право на их получение, а также определять иные категории граждан, имеющих право на получение соцуслуг, указанных в ч. 1 данной статьи, содержащей перечень ут­вержденных Законом видов услуг.

Право самостоятельно определять категории граж­дан, имеющих право на получение тех или иных видов услуг, будет дано иным организациям и ИП, оказывающим социальные услуги.

В новой редакции изложена ст. 31 Закона, регламентирующая условия и порядок оказания социальных услуг. В частности, устанавливается, что услуги оказываются на безвозмездной и возмездной основе. При этом иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Беларуси, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Беларуси, социальные услуги будут оказываться на возмездной основе, если иное не установлено актами законодательства.

Как и сейчас, оказание отдельных услуг будет осуществляться при наличии у гражданина медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания соцуслуг, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии госорганизации здравоохранения (далее – ВКК).

Услуги будут оказываться на основании письменного или устного заявления гражданина (его законного представителя) и договора в письменной форме между:

– гражданином (его законным представителем) и организацией или ИП, оказывающими соцуслуги;

– гражданином (его законным представителем), организацией или физлицом, оказывающими соцуслуги, в т.ч. ИП, и юридическим или физическим лицом, в т.ч. ИП, заключающим договор в интересах гражданина.

Основанием для отказа в оказании социальных услуг при обращении за их оказанием является:

– отсутствие у гражданина медицинских показаний и (или) наличие медицинских противопоказаний для оказания отдельных услуг, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением ВКК;

– представление неполной или недостоверной информации для определения права на получение услуг.

Оказание социальных услуг прекращается в случае:

– выявления у гражданина отсутствия медицинских показаний и (или) наличия медицинских противопоказаний для оказания отдельных услуг, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением ВКК;

– подачи гражданином (его законным представителем) письменного заявления об отказе от получения услуг. В случае отказа от их получения гражданину (его законному представителю) разъясняются возможные последствия принятого им решения;

– выявления факта представления неполной или недостоверной информации для определения права на получение услуг;

– препятствия оказанию услуг гражданином (его законным представителем);

– невнесения либо несвоевременного внесения платы за оказываемые услуги;

– окончания срока действия договора или его досрочного расторжения;

– смерти гражданина, получающего услуги.

В ст. 31 Закона включена норма, согласно которой основанием для отказа в заключении договора, а также для расторжения ранее заключенного договора путем одностороннего отказа от его исполнения госорганизацией, оказывающей социальные услуги, также являются:

– факт нахождения гражданина в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, вызванного потреблением психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

– поведение, нарушающее общепринятые нормы, унижающее честь и достоинство работников, оказывающих социальные услуги, не являющееся следствием имеющегося у гражданина заболевания;

– наличие у гражданина психического расстройства (заболевания), требующего психиатрической помощи в стационарных условиях.

Иные условия и порядок оказания социальных услуг, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона, формы договоров оказания социальных услуг государственными организациями устанавливаются Совмином или уполномоченным им госорганом.

Местные исполнительные и распорядительные органы в отношении социальных услуг, указанных в ч. 2 ст. 30 Закона, а также другие организации и ИП, оказывающие соцуслуги, могут устанавливать иные условия и порядок оказания социальных услуг.

В соответствии с новой редакцией ст. 32 Закона работники организаций и ИП, физлица, оказывающие соцуслуги:

имеют право на:

– защиту профессиональной чести и достоинства;

– обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

– оказание содействия со стороны госорганов, иных организаций по вопросам оказания услуг;

обязаны:

– уважать достоинство граждан и их право на самореализацию;

– не допускать негуманных и дискриминационных действий по отношению к гражданам, получающим услуги;

– соблюдать конфиденциальность информации, полученной при исполнении обязанностей, включая информацию о факте обращения за соцобслуживанием, сохранять личную, семейную и иную охраняемую законом тайну, а также соблюдать установленный законодательством порядок обращения с персональными данными граждан;

– разъяснять гражданам их права и обязанности в области соцобслуживания;

– исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

К деятельности по социальному обслуживанию могут привлекаться волонтеры – физлица, добровольно оказывающие соцуслуги на безвозмездной основе под руководством работников организаций и ИП, оказывающих социальные услуги, в соответствии с Законом и другими законодательными актами.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by