$

2.4695 руб.

2.8650 руб.

Р (100)

3.4402 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Юридическим лицам

Из ИП хотят сделать самозанятых или микроорганизации. Минфин объяснил, чего ждет от нового НК

05.10.2021
Из ИП хотят сделать самозанятых или микроорганизации. Минфин объяснил, чего ждет от нового НК
Дмитрий Кийко. Фото: minfin.gov.by

Проект изменений в Налоговый кодекс, вызвавший немалый резонанс в бизнес-сообществе, обсуждался 1 октября на заседании Консультативного совета по налоговой политике при Минфине. Подробности о содержании встречи пока неизвестны. Однако первый замминистра финансов Дмит­рий КИЙКО прокомментировал журналистам ряд планируемых нововведений.

По его словам, системные изменения коснутся в первую очередь налогообложения индивидуальных предпринимателей. «В настоящее время у нас индивидуальная предпринимательская деятельность может применяться в различных организационно-правовых формах. Это самозанятые граждане, ИП, отчасти микроорганизации. Все эти субъекты применяют различные системы налогообложения, – подчеркнул замминистра. – В результате такого многообразия сегодня отмечается излишняя конкуренция между самими субъектами, а также использование ИП в схемах по налоговой оптимизации» (цитата по БелТА. – Прим. ред.).

В Минфине считают, что это «соответствующим образом отражается и на доходах бюджета». Там отмечают тенденцию: несмотря на рост количества субъектов предпринимательской деятельности, доля доходов от данных категорий плательщиков в бюджете не увеличивается и традиционно не превышает 2,5%. В связи с этим выработана концепция проекта, целью которой является четкое разграничение субъектного состава плательщиков (самозанятые, ИП, микроорганизации).

 

Смотреть придется шире

Что важно, изменения в отношении предпринимателей не ограничатся поправками в НК.

С 2023 г., пояснил Дмитрий Кийко, предполагается введение заявительного принципа регистрации самозанятых с определением видов деятельности, которыми они не смогут заниматься, а остальные виды будут разрешены. Такая деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников.

В связи с этим предполагается сокращение видов деятельности, которые можно будет осуществлять индивидуальным предпринимателям. Предложен обратный подход: определение всего нескольких видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться в качестве ИП с привлечением не более трех наемных работников.

В Минфине ожидают, что основная масса действующих предпринимателей перейдет в самозанятые. С 2022 г. для отдельных видов деятельности хотят ограничить возможность применения УСН, планируется сократить и сферу применения ИП единого налога. Предполагается, что с 2023 г. для индивидуальных предпринимателей останется возможность применения только общей системы налогообложения, т.е. с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами.

Альтернативой названа возможность перехода ИП с наемными работниками в статус микроорганизаций. Для них сохранится возможность работы по УСН. Предельный критерий выручки для этого повысится до 2,15 млн руб. в год. При недостижении данного порога будет возможно применение УСН. Предполагается установить допустимую численность работников в организации до 50 человек, а также единую ставку налога при УСН в размере 6% (см. статью «Налог на профессиональный доход, ИП без УСН и другие изменения в НК-2022», «ЭГ» № 75 за 01.10.2021).

«Мы понимаем, что должен пройти трансформационный период, пока субъекты распределятся по предлагаемым категориям: самозанятые, ИП, микроорганизации, – резюмировал первый замглавы Минфина. – После того как эта система полностью заработает, ее потенциальный эффект оценивается нами в размере 100–200 млн руб. в год, в т.ч. с учетом отчислений в ФСЗН».

О рисках для ИП, которые несет в себе такой переход, пока сказано не было (см. статью «Изменения в НК: бизнес просит повременить», «ЭГ» № 74 за 28.09.2021).

 

Перебить инфляцию

Характеризуя проект НК в целом, заместитель министра выделил в нем «традиционные» направления: индексация ставок налогов и социальных налоговых вычетов для их адаптации к инфляционным процессам, меры фискальной направленности.

Официально такие новации вызваны необходимостью консолидации доходов бюджетов различного уровня на уровне снижающейся централизации доходов, которая обу­словлена внешней конъюнктурой, в первую очередь влиянием российского налогового маневра в нефтяной отрасли, а также необходимостью финансирования борьбы с COVID-19.

Законопроект предусматривает отмену отдельных налоговых льгот и предоставление права местным Советам депутатов повышать стандартную ставку налога на прибыль в пределах 2 процентных пунктов с направлением полученных средств на реализацию инфраструктурных проектов.

В частности, изменения должны коснуться и налогообложения физических лиц. Запланирована отмена льготы в части налога на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. Сейчас, напомним, его уплачивают собственники двух и более квартир. В новой редакции НК предложено уплачивать ее и в отношении первой и единственной.

Цель сформулирована так – «уравнять условия налогообложения граждан, которые являются владельцами индивидуального жилья, а также повысить ресурсную базу местных бюджетов».

В качестве налоговой базы станут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. К ней будет применяться стандартная ставка в размере 0,1%. Согласно расчетам Минфина, сумма налога для стандартной квартиры в Минске составит около 50 руб. в год, в регионах – порядка 25 руб.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Налоги: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное