Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты НПА
26.12.2022 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Избирательный кодекс: какие предлагаются новации

Фото: ncpi.gov.by

Изменяются требования к кандидатам в Президенты, регламентируется формирование Всебелорусского народного собрания, до пяти лет увеличится срок полномочий представительных органов. Эти и другие новшества предусмотрены проектом закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь», принятого Палатой представителей в первом чтении.

Избирательный кодекс приводится в соответствие с обновленной Конституцией и рядом законодательных актов. Некоторые его статьи корректируются с учетом практического опыта по проведению выборов и референдумов, а также в целях исключения пробелов и правовой неопределенности по отдельным вопросам. Об этом сообщил на сессии Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований.

Так, изменяются требования к кандидатам в Президенты. Увеличен с 35 до 40 лет возрастной ценз для кандидатов на пост главы государства и с 10 до 20 лет – ценз оседлости.

В проект закона включена норма о том, что одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков.

Президентом не может быть избрано лицо, имеющее или имевшее ранее гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ иностранного государства, дающий право на льготы и другие преимущества.

Выборы делегатов ВНС

В отличие, например, от делегатов от законодательной власти представители местных Советов депутатов и гражданского общества должны избираться делегатами Всебелорусского народного собрания в порядке, определяемом законом.

В связи с этим Кодекс дополняется отдельным разделом, который и устанавливает порядок проведения нового вида выборов – избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание (ВНС).

Так, местные Советы депутатов будут представлены здесь депутатами от местных Советов депутатов областного, базового и первичного уровней каждой области, а также депутатами Мингорсовета в полном составе.

Субъекты гражданского общества будут самостоятельно избирать делегатов ВНС из числа своих членов на заседаниях их высших органов. Выдвижение кандидатов возложено на областные, Минскую городскую организационные структуры.

Избирательный кодекс определяет лишь основные этапы осуществления избирательных процедур. Особенности их реализации на местах, в т.ч. порядок голосования и подсчета голосов, будут регулироваться регламентами местных Советов депутатов и уставами субъектов гражданского общества.

Конституцией предусмотрено проведение первого заседания ВНС не позднее 60 дней после единого дня голосования. Это означает, что в этот срок должны приступить к своей работе местные Советы, проведены выборы членов Совета Республики, а также осуществлен созыв первой сессии Совета Республики.

Формирование Совета Республики и ЦИК

Изменяется порядок избрания части членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования.

Контроль конституционности проведения выборов возложен на Конституционный Суд, а вопрос о их легитимности – на ВНС. В случае признания выборов неконституционными или нелегитимными Центральная избирательная комиссия (ЦИК) будет назначать повторные выборы.

Изменяется порядок формирования ЦИК, включая избрание ее председателя и членов на Всебелорусском народном собрании, ее переименование, уточнение полномочий.

Образование избирательных комиссий

Проведение выборов депутатов в единый день голосования даст возможность оптимизировать систему избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов.

Предлагается не образовывать окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных Советов депутатов и Мингорсовета. Их функции передаются 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей.

Это позволит не создавать около 360 комиссий и сократить расходы бюджета на финансирование выборов. При этом округа по выборам в областные Советы и Мингорсовет должны войти в округа по выборам в Палату представителей, не пересекая их границ.

Уменьшается количество членов комиссий.

Предусмотрено уменьшение числа округов по выборам в поселковые, сельские Советы депутатов, что обусловлено сокращением численности сельских жителей.

С учетом практики

Предусматривается снятие требования о минимальной явке избирателей на выборы депутатов Палаты представителей.

Сегодня в Беларуси выборы Президента и депутатов Палаты представителей признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей.

Для выборов в местные Советы депутатов порог явки избирателей по округу отменен в 2010 году. Предлагается унифицировать подходы в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования.

По аналогии с требованиями к кандидатам в Президенты планируется запретить выдвижение на выборные должности лиц, у которых имеется гражданство (подданство) иностранного государства, иной документ, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

Кроме того, предлагается ввести ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.

Все зарегистрированные кандидаты в депутаты Палаты представителей могут направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса. Сегодня такое право предоставлено только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов.

По-иному будут финансироваться избирательные кампании. В частности, лица, выдвигаемые кандидатами в депутаты, вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей. Сегодня эта возможность предоставлена кандидатам в Президенты. При этом размеры формируемых фондов увеличены.

Не будут образовываться участки для голосования за рубежом.

Изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидата в депутаты местного Совета депутатов: не менее
1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей.

Единый день голосования

Очередная избирательная кампания пройдет в феврале 2024 года, когда впервые состоится избрание депутатов всех уровней в единый день голосования (последнее воскресенье февраля), а затем и избрание делегатов ВНС. Для обеспечения всех избирательных процедур поправки в Избирательный кодекс должны вступить в силу в первой половине 2023 года.

Единый день голосования в 2024 году пройдет традиционно.

Вместе с тем предложено использовать данные регистра населения, что упростит и ускорит процесс составления списков избирателей и будет способствовать созданию в перспективе регистра избирателей.

Также будет продолжена работа по автоматизации рабочих мест членов избирательных комиссий.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by