Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мнения
11.08.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Интеграция «упрощенки»: как уравнять ставки и лимиты

Сравнение условий применения упрощенной системы налогообложения (УСН) в Беларуси и России явно не в нашу пользу. Между тем пересмотр ставок и критериев применения этого налогового режима мог бы существенно улучшить деловой климат.

В п. 2 ст. 8 Договора о создании Союзного государства говорится, что принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-­правовых форм, а также граж­данам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников. Далее в ст. 27 этого Договора провозглашается, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Поэтому совершенно непонятно, почему условия применения УСН в РБ значительно хуже, чем в РФ.

Например, в ст. 346.12 главы 26.2 НК РФ предусмотрено право субъекта хозяйствования – организации перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. RUB. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 150 млн. RUB, он считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Легко подсчитать, что по курсу Центробанка РФ на 1 августа т.г. 112,5 млн. и 150 млн. RUB составят соответственно почти 1,87 млн. и 2,5 млн. USD, или 3,64 млн. и 4,86 млн. BYN.

При этом в Беларуси в текущем году предельный размер валовой выручки, исчисляемой нарастающим итогом за пер­вые 9 месяцев года, пред­шествующего году, с которого организации претендуют на применение УСН, составляет 1 159 800 BYN (ч. 1 п. 1 ст. 286 НК РБ), т.е. по курсу Нацбанка – 793,4 тыс. USD, или 35,8 млн. RUB. Предельный размер валовой выручки, исчисляемой нарастающим итогом в течение календарного года, при достижении которого применение УСН прекращается и плательщики обязаны перейти на исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке, начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором превышен предельный размер валовой выручки, – 1 542 600 BYN (подп. 6.2 п. 6 ст. 286 НК РБ), т.е. 793,4 тыс. USD, или 47,65 млн. RUB, т.е. более чем втрое меньше, чем в России. Аналогичные соотношения предельного размера валовой выручки при УСН в РФ и РБ и по индивидуальным пред­принимателям.

Заместитель руководителя Ассоциации аудиторских организаций Евгений Герштейн, анализируя возможные изменения в УСН на будущий год, делает обоснованный вывод, что вначале внедрения УСН сфера ее применения постоянно расширялась, тогда как в последнее время, наоборот, вводились значительно более жесткая регламентация и раз­ного рода ограничения («ЭГ» № 56, с. 3). При этом высказывается мнение, что в связи с предполагаемым повышением предельного размера валовой выручки для применения организациями УСН в Беларуси в следующем году с 1 542 600 до 1 851 100 BYN, т.е. на 20%, мож­но ожидать положительной реакции отечественного биз­нес-сообщества.

Вынуждены с этим не согласиться. Предположим, что увеличение критерия применения УСН на 20% – явно не будет «пределом» мечтаний белорусских бизнесменов, хорошо знающим, что он в 3,2 раза меньше, чем в России. Понятно, что разработчики проекта изменений и дополнений в Налоговый кодекс могут напомнить, что общий объем российской экономики значительно больше, чем белорусской. Но ведь применяются такие лимиты к субъектам хозяйствования, аналогичным и равновеликим в обеих странах.

Кроме того, в РФ объектом налогообложения при УСН при­знаются доходы или доходы, уменьшенные на величину рас­ходов. Таким образом, налогоплательщик может самостоятельно выбрать вариант применения УСН и ежегодно изменять объект налогообложения (ст. 346.14 НК РФ).

А теперь о налоговых став­ках. В России, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, – то 15%. К тому же у субъектов РФ есть право утвердить дифференцированные ставки в пределах от 1 до 6% и от 5 до 15% соответственно в зависимости от категорий плательщиков (ст. 346.20 НК РФ). Местные власти на 2 года могут установить нулевую ставку для ИП, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Период действия этих налоговых каникул – по 2020 г.

Например, в Тюменской об­ласти с 1.01.2015 г. по 31.12.2019 г. ставка для применяющих УСН по объекту налогообложения «доходы минус расходы» для всех категорий плательщиков установлена в размере 5%, а по объекту «доходы» организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий, облагаются налогом при УСН по ставке 1%. В Крыму в 2017–2021 гг. ставка налога при УСН составит 4% с доходов, 10% с доходов за вычетом затрат. В 2016 г. действовали ставки в размере 3% и 7% соответственно. При этом в 2017–2021 гг. ставку для объекта «доходы минус расходы» Крым может снижать до 3%. В текущем году 70 регионов РФ утвердили пониженные ставки для УСН с объектом «доходы минус расходы» и 38 ввели льготные ставки для «доходников».

В то же время у нас основные ставки налога при УСН установлены в размере 5% – для организаций и ИП, не уплачивающих НДС, 3% – для применяющих УСН с НДС и 16% – в отношении внереализационных доходов, указанных в подп. 3.8 п. 3 ст. 128 (безвозмездное получение активов) и подп. 6.7 п. 6 ст. 176 НК (п. 1 ст. 289 НК РБ). Ставки налога при УСН не могут корректироваться аналогично норме ст. 346.20 НК РФ.

Белорусские бизнес-союзы регулярно предлагают увеличить критерий выручки для применения УСН, как, впрочем, и другие меры по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. И основания для таких мер в сфере налогообложения у нас точно есть, как это видно на примере нашего соседа.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений