Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Индивидуальных предпринимателей ждет налоговая реформа

Фото: rawpixel.com/Roungroat

Тема реформирования налогообложения индивидуальных предпринимателей, которая активно обсуждалась еще в феврале 2021 г. в связи с опубликованием предложений Комитета госконтроля, получила новый импульс на очередном совещании правительства с участием А.Г. Лукашенко. Глава государства потребовал отрегулировать базовые формы предпринимательской деятельности, обратив внимание на необоснованное применение налоговых льгот.

 

Ликвидировать внутренний офшор

Больше подробностей грядущих изменений стало известно из комментария, который по итогам совещания дал журналистам министр финансов Юрий Селиверстов. Прежде всего озвучены сроки подготовки налоговой реформы – планируется, что подходы к налогообложению предпринимателей изменятся к 2023 г. Как отметил глава Минфина, основная цель разрабатываемой реформы – исключение возможности по использованию отдельных режимов налогообложения индивидуальных предпринимателей для сокрытия доходов или минимизации налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

При этом для тех, кто работает честно и добропорядочно, должны быть выработаны простые и понятные условия по регистрации, ведению деятельности и исчислению и уплате налогов. Министр обратил внимание, что речь идет не о том, чтобы повысить налоги. По его мнению, следует говорить о повышении участия предпринимателей в уплате налогов. Таким образом, основная цель планируемых изменений – увеличение поступлений в бюджет налогов, уплачиваемых ИП за счет ограничения возможностей по применению ими налоговых льгот в тех случаях, которые будут признаны необоснованными.

 

Ревизия отдельных систем налогообложения

Что сейчас известно о будущей налоговой реформе? Одним из ключевых положений должна стать четкая градация категорий малого и среднего предпринимательства (самозанятых, ИП и микропредприятий) с установлением для них простого налогового режима, при котором сумма изъятий будет соразмерна получаемым доходам. По нашему мнению, следует ожидать изменения правил применения отдельных режимов налого­обложения для упразднения практик, применяемых субъектами хозяйства для минимизации налогов, уплачиваемых в бюджет, при декларируемом сохранении ставок налогообложения.

Например, может быть подвергнут ревизии размер выручки субъектов хозяйствования, при котором разрешено применение УСН, а некоторые виды деятельности индивидуальных предпринимателей могут быть исключены из перечней, разрешенных для применения льготных режимов налогообложения.

В то же время неизвестно, связаны ли ожидаемые изменения в налогообложении ИП с предложениями КГК, которые стали известны в феврале 2021 г. Несмотря на схожие цели – пополнение государственного бюджета и исключение практик, направленных на оптимизацию налогов, перечисляемых в бюджет, – риторика изменений, предлагаемых Минфином, звучит более дружелюбно. А временной запас, который берет на разработку налоговых изменений Минфин (1,5 года), позволяет хотя бы частично рассчитывать на то, что обойдется без необдуманных и поспешных решений.

Вместе с тем вариант развития событий, при котором отдельные предложения КГК не найдут отражения в конечном проекте реформы, полностью исключать нельзя. Если главная цель планируемой реформы – увеличение налоговых поступлений за счет сокращения возможностей по применению отдельных режимов налогообложения, вряд ли авторы реформы оставят «бреши» в фискальной системе, на которые прямо указали регуляторы. Главный вопрос – насколько конкретными будут вводимые ограничения и не введет ли регулятор норму, аналогичную п. 4 ст. 33 НК, которая допускает корректировку налоговых обязательств плательщика задним числом, в т.ч. в случае, когда проверкой будет установлено, что основной целью хозяйственной операции являлась «налоговая выгода».

 

Наполняемость бюджета или деловая активность?

Отдельного внимания заслуживает оценка долгосрочных последствий планируемой реформы. С одной стороны, регулятора можно понять – перед Минфином стоит задача по изысканию новых способов повышения наполняемости бюджета в условиях превышения расходов над доходами, а возможности по увеличению собираемости налогов в условиях ощутимой фискальной нагрузки на национальную экономику ограничены. В текущей ситуации самый простой вариант – ревизия отдельных режимов налогообложения, которые предполагают более низкую нагрузку по сравнению с общим значением. Риторика не нова, об этом министр Юрий Селиверстов писал на страницах ведомственного журнала «Финансы. Учет. Аудит» еще в марте 2021 г.

В то же время изыскание налоговых доходов в текущей ситуации, когда белорусская экономика едва начала восстанавливаться после кризиса 2020 г., может нанести тяжелый удар по частному сектору. Стоит отметить, что по состоянию на 1 января 2021 г., по данным МНС, числилось 178,5 тыс. организаций-плательщиков, что на 5,9 тыс. меньше, чем на 1 января 2015 г. То есть количество организаций, состоящих на учете в МНС, за последние 6 лет так и не превысило уровня, достигнутого 6 лет назад. Статистика по ИП выглядит более позитивной: за тот же период общее количество ИП увеличилось с 249 тыс. до 269,5 тыс. человек (+8,2%), однако в текущем году растущий тренд явно забуксовал. Если в кризисном 2020 г. было зарегистрировано 12,5 тыс. предпринимателей, то в январе-марте 2021 г. – только 1,7 тыс.

Возникает вопрос: поможет ли проведение налоговой реформы повысить привлекательность предпринимательской деятельности для белорусов, если действующие режимы будут подвергнуты серьезной ревизии, или она только усилит негативные тенденции по постепенному сворачиванию деловой активности в стране? Такая вот дилемма трамвая в белорусской интерпретации: минимизировать дефицит бюджета или «проехать» по предпринимателям.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений