Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №9(2605) от 31.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.678
EUR:
2.9153
RUB:
3.8179
Золото:
165.79
Серебро:
2.02
Платина:
86.7
Палладий:
141.03
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Гражданскую ответственность владельцев автомобилей предлагают урегулировать по-новому

Фото: freepik.com

Целесообразность внесения изменений в положения гл. 58 Гражданского кодекса (обязательства вследствие причинения вреда) обсуждалась в Палате представителей на заседании круглого стола, организованного Постоянной комиссией по законодательству.

Предложения о корректировке гл. 58 ГК неоднократно поступали в профильную постоянную комиссию, где идет подготовка ко второму чтению законопроекта «Об изменении кодексов», предусматривающего внесение существенных поправок в ГК.

В частности, акцентируется внимание на том, что в ряде дорожно-транспортных происшествий (ДТП) водители, полностью следующие нормам правил дорожного движения и иных актов законодательства, соблюдающие все требования по эксплуатации транспорта, не просто становятся невольными участниками ДТП, но и признаются обязанными возместить вред, причиненный их транспортным средством.

Почему такие случаи становятся резонансными? Некоторые граждане не согласны с тем, что лицо, не виновное в ДТП и, более того, не имевшее никакой реальной возможности его предотвратить, привлекается к ответственности по ст. 948 ГК.

В ходе круглого стола приводились примеры из судебной практики, когда водителя признавали невиновным в ДТП со смертельным исходом, произошедшим из-за выхода на дорогу лиц в состоянии сильного алкогольного опьянения и не обозначенных фликерами. И тем не менее в пользу родственников погибшего присуждалась компенсация морального вреда, которая возлагалась на добросовестного участника дорожного движения.

Последним иногда приходится платить и в случае ДТП, связанного с выездом другого авто на полосу встречного движения. При этом на выплаты со стороны дисциплинированного водителя (автовладельца) могут претендовать также пассажиры автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Встречаются ситуации, когда возмещение вреда возлагается на владельца автомобиля, который в момент столкновения с другим транспортным средством даже не находился в движении (например, стоял на запрещающем сигнале светофора).

– Вопрос об ответственности владельцев транспортных средств, прежде всего как источников повышенной опасности, на протяжении не одного десятка лет является дискуссионным, – отметил в своем выступлении заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александр Омельянюк. – Вопрос очень сложный и неоднозначный, в т.ч. для правоприменителей и законодателей.

Представители Белорусской республиканской коллегии адвокатов подтвердили, что в адвокатской практике нередко возникают вопросы, касающиеся гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Наиболее часто в ходе дискуссии упоминались следующие положения ГК. В силу норм ст. 948 ГК ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, наступает независимо от вины причинителя вреда.

Отказ в иске о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью в случае грубой неосторожности потерпевшего, не допускается (ч. 2 п. 2 ст. 952 ГК).

В ГК содержатся и основания для полного или частичного освобождения владельца источника повышенной опасности (а транспортное средство относится к их числу) от ответственности по возмещению вреда. Прежде всего это непреодолимая сила (как правило, речь идет о природных явлениях) или умысел потерпевшего (например, достаточно редкие случаи суицида), при этом обязанность доказать наличие таких обстоятельств возложена на причинителя вреда.

Создавая дополнительные гарантии для третьих лиц – потерпевших в результате ДТП, ГК ограничивает имущественные интересы иных субъектов данных правоотношений, добросовестно соблюдающих установленные правила.

В связи с этим предложены корректировки п. 2 ст. 948 ГК, в т.ч.:

1) закрепление долевой ответственности владельцев источника повышенной опасности (ИПО), определяемой судом с учетом степени их вины, иных обстоятельств дела; 

2) возложение обязанности по возмещению вреда исключительно на владельца ИПО, виновного в ДТП.

Гродненский облисполком, являющийся одним из инициаторов корректировки гл. 58 ГК, придерживается следующих подходов.

По его мнению, налицо дисбаланс прав участников гражданских отношений, а гражданская ответственность, наступающая независимо от наличия вины владельца источника повышенной опасности или самого потерпевшего, в случаях, предусмотренных в ч.ч. 2, 3 п. 2 ст. 952 ГК, противоречит общеправовым принципам справедливости и обоснованности. Такая правовая конструкция (а именно: материальная компенсация, связанная с виновным поведением потерпевшего), если рассматривать ее только с точки зрения защиты интересов пострадавшего лица, имеет спорное общественное значение, поскольку в т.ч. не мотивирует граждан быть законопо­слушными.

Поэтому предлагается исключить из п. 2 ст. 952 ГК часть 3 и слова в ч. 2 «При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.».

Юристы облисполкома также считают, что требуется корректировка и самого определения деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

В работе круглого стола участвовали также представители Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Совета Республики, Минюста, НЦЗПИ, юридического факультета Белгосуниверситета.

Участники встречи высказывали и другие точки зрения на проблему. Так, предлагалось дать расшифровку понятия «грубая неосторожность». Представитель Генпрокуратуры назвал корректировку главы 58 ГК несвоевременной.

В свою очередь представитель Верховного Суда считает необходимым сохранить действующее законодательство в этой области, тем более что иски потерпевших к причинителям вреда или владельцам транспорта малочисленные. В большинстве случаев участниками споров являются страховые организации, которые и возмещают ущерб.

Депутаты, работающие в постоянной комиссии, надеются, что проведение круглого стола с участием специалистов, ученых, практиков даст возможность проанализировать все точки зрения и предложить грамотное решение проблемы.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by