Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госсектор готовится к масштабной секьюритизации

Фото: freepik

Еще несколько лет назад преимущественной формой поддержки предприятий госсектора было директивное кредитование. Однако дефицит бюджетных средств заставил правительство и исполнительные органы искать иные опосредованные способы снижения долговой нагрузки промышленных предприя­тий. Это породило целый ряд нормативных правовых актов, суть которых сводилась к привлечению для решения проблем снижения долгового бремени самих кредиторов – от предоставления рассрочек и секьюритизации активов до конвертации долгов в акции дополнительного выпуска. Первоначальные результаты принятых решений показались настолько привлекательными, что правительство решило сделать подобную практику массовой. И основные операции по финансовой «разгрузке» могут произойти уже в 2021 г.

 

Волшебство финансовой инженерии

Проблема высокой долговой нагрузки давно уже стала своеобразной визитной карточкой госпредприятий, а ситуация с обслуживанием долгов в реальности существенно отличается от того, что нам сообщает официальная статистика. По данным Нацбанка, размер просроченной задолженности остается небольшим – 131,8 млн руб. при общем объеме кредитных пассивов почти 58 млрд. Однако факты свидетельствуют о том, что госбанкам приходится проявлять «очень творческий» подход, чтобы показать столь «красивую» картинку. Реальный объем проблемных кредитов чрезвычайно сложно оценить из-за постоянно проводимой работы по их реструктуризации и списанию.

Например, по данным годовой финансовой отчетности за 2020 год, Белагропромбанк списал на внебалансовый счет в качестве безнадежной задолженности по кредитам 93,5 млн руб. – за год позиция банка по данному счету выросла с 783,7 до 877,2 млн руб. Большая часть этой суммы (98,6%) – кредиты, выданные корпоративным клиентам. Кроме того, на внебалансовых счетах банка учитывается просроченная задолженность по облигациям ОАО «Стеклозавод Неман» в размере 2,6 млн руб., которые должны были быть погашены еще 31.07.2017. Так как ценные бумаги не являются кредитом, данная задолженность также не попадает в статистику регулятора по просроченной задолженности. 

Еще одним скрытым способом финансирования предприятий реального сектора остается приобретение их акций. Так, 14.01.2020 Беларусбанк поучаствовал в дополнительном размещении акций ОАО «Белшина» на общую сумму почти 28 млн руб., став акционером с долей 15,4% в уставном фонде предприятия. До этого в компании была проведена довольно странная цепочка реорганизаций. Сначала Белшине передали сельскохозяйственное предприятие – ОАО «Каменичи», которое в 2019 г. было выведено из процедуры банкротства в связи с его включением в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций Могилевской области, подлежащих финансовому оздоровлению. Присоединенное хозяйство было переведено на баланс филиала «Белшина-Агро», в котором обособлены все сельскохозяйственные активы предприятия. Однако меньше чем через год, 16 января 2021 г., было принято решение о безвозмездной передаче имущества филиала «Белшина-Агро» вновь созданному юридическому лицу – КСУП «Вязовница-Агро». Ключевым остается вопрос, перешли ли к новому предприятию обязательства прежнего юридического лица или они «затерялись» на одном из этапов реорганизации, как это было с ОАО «Борисовский мясокомбинат № 1» (см. статью «Как спасают госпредприятия», «ЭГ» № 64 за 30.08.2019). К сожалению, из-за отсутствия в публичном доступе свежей финансовой отчетности сельхозпредприятия эти вопросы остаются без ответа.

 

Дыма без огня не бывает

Не преувеличиваем ли мы? Может быть, это единичные случаи, а не общепринятая практика? К сожалению, нет. Достаточно проанализировать нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов регулирования долговой нагрузки предприятий госсектора, чтобы увидеть, как в 2019–2020 гг. вместо прямой государственной поддержки все чаще стали использоваться косвенные формы с активным привлечением к снижению долговой нагрузки самих кредиторов.

Достаточно вспомнить Указ от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций», который установил порядок предоставления отсрочек и рассрочек для погашения задолженности сельхозпредприятий, и Указ от 14.05.2020 № 166 «О реструктуризации задолженности», который запустил более сложную схему реструктуризации накопленных долговых обязательств – с выпуском ценных бумаг, их размещением среди кредиторов и постепенным выкупом. Иными словами, схемы, используемые государством для снижения долговой нагрузки на реальный сектор экономики, стали более изощренными, и все чаще финансовое бремя перекладывается, что называется, с больной головы на здоровую – с неплатежеспособного должника на кредитора.  

Мы полагаем, что острая необходимость в снижении долговой нагрузки госпредприятий с целью их финансового оздоровления или привлечения новых кредитов для финансирования инвестиционных проектов все чаще будет осуществляться именно в такой форме – с активным вовлечением в схемы «оздоровления» финансового сектора, что создаст дополнительное давление на банковскую отрасль страны.

 

Секьюритизацию – в массы

В настоящее время готовится проект указа о «создании условий для финансового оздоровления организаций реального сектора экономики». Для этого планируется предоставить Агентству по управлению активами право на выпуск облигаций и управление активами крупных промышленных предприятий, которые имеют высокую долговую нагрузку.

Предполагается, что за счет средств, полученных от размещения облигаций, Агентство выкупит у банков задолженность по кредитам, предоставленным промышленным предприятиям, «обеспечивающим функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности». Несмотря на то что проект указа не допускает приобретения Агентством активов, классифицируемых банками как необслуживаемые, именно кредитная задолженность с высоким риском станет основным предметом таких операций.

Изюминка разрабатываемой в правительстве схемы заключается в том, что потенциальными покупателями выпущенных через Агентство облигаций скорее всего станут те же банки. Однако теперь вместо кредитной задолженности с высоким кредитным риском и требованиями к формированию резервов под них банк получит на баланс ценные бумаги более высокого качества.

При этом нагрузка на бюджет снижается, т.к. «возмещение (компенсация) и уплата процентов (части процентов) за пользование банковскими кредитами, право требования по которым перешло Агентству, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов не осуществляется».

Ставку процентного дохода по приобретенным Агентством активам планируется установить в размере не менее ставки процентного дохода по облигациям Агентства. Кроме того, допускается возможность по изменению валюты обязательства – с учетом предстоящего введения ограничений на валюту вновь выпускаемых облигаций предприятий, основной денежной единицей размещения которых будет белорусский рубль. С учетом предполагаемой валюты размещения можно допустить, что ставка по выпускаемым облигациям не превысит значения ставки рефинансирования (с 21.04.2021 – 8,5% годовых).

Проектом указа предусмотрено, что Агентство самостоятельно будет определять условия и график платежей по приобретенным кредитам, предоставлять отсрочку (рассрочку) погашения как основного долга, так и процентов за пользование кредитами, осуществлять зачет стоимости акций в случае их выпуска в счет погашения задолженности, списывать долги, признанные безнадежными в соответствии с законодательством. Проектом указа также предусмотрено, что Агентство сможет назначать в органы управления должников своих представителей и «обеспечивать реализацию мер, направленных на повышение эффективности деятельности должников». К сожалению, проект документа не поясняет, как будет покрываться разница между платежами по приобретенным кредитам и погашению облигаций, однако с учетом того, что сроки размещения выпускаемых ценных бумаг могут быть достаточно длинными, проблему окончательных расчетов можно легко перенести в светлое будущее.

***

Подготовка нового указа свидетельствует о том, что прежних мер, принятых для финансового оздоровления госпредприятий, недостаточно. Но теперь вместо того, чтобы «латать дыры» каждой компании отдельно, правительство инициирует системное решение, которое позволит банкам «переупаковать» выданные предприятиям кредиты в ценные бумаги.

На первый взгляд, это неплохое решение – долговая нагрузка на госкомпании снизится, качество кредитных портфелей банков вырастет, а объем требуемых резервов для покрытия кредитных рисков уменьшится. Однако, как показывает практика, эти решения принимаются с единственной целью – открыть госпредприя­тиям дорогу для новых заимствований, а истинное качество выпущенных бумаг рано или поздно выйдет наружу в самый неподходящий для этого момент.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by