Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госрегулирование сферы торговли и общепита: обсуждаются изменения

Фото: freepik.com

Запрет на возврат скоропортящейся продукции производителю и возможность ограничения количества товаров для продажи «в одни руки» – изучили, какие изменения предлагается внести в Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон).

В мае Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) вынесло на общественное обсуждение проект закона «Об изменении законов по вопросам торговли и общественного питания» (далее – проект). Документ предусматривает многочисленные поправки в Закон и точечную корректировку НК. При этом часть предлагаемых изменений, как следует из обоснования к проекту, связана с реализацией Союзной программы по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности.

Возврат и утилизация «просрочки»: в поиске баланса

Одно из наиболее заметных изменений затронет сложившуюся практику возврата продавцами нереализованной продукции производителю.

В настоящее время Закон запрещает торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров в такие сети навязывать контрагенту условия о возврате поставщику нереализованных продтоваров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Разработчики проекта полагают, что такой подход ставит продавцов и производителей в неравные условия, поскольку факт навязывания подобных условий еще нужно доказать. В результате на практике, особенно распространившейся в отношениях с хлебозаводами, торговые сети находят способы «убедить» производителей в необходимости включения в договоры условий, предусматривающих возврат нереализованной продукции либо возмещение ее стоимости. Из-за этого, как считают в госорганах, производители недополучают выручку и несут убытки по утилизации «просрочки».

Сбалансировать ситуацию разработчики проекта надеются, скорректировав ст. 19 Закона и запретив:

– включать в договоры поставки условия о возмещении затрат, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров;

– навязывать контрагенту условия о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли, срок годности (срок хранения) на которые составляет свыше 30 дней;

– заключать договоры, содержащие условия о возврате поставщику продтоваров, на которые срок годности установлен до 30 дней включительно, либо о замене таких товаров, либо о возмещении их стоимости. К исключениям отнесут случаи, когда возврат допускается законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Впрочем, разработчики проекта осознают и возможный негативный эффект от данного нововведения: сокращение объема закупок скоропортящихся продуктов торговыми сетями и, как следствие, снижение розничного товарооборота, а для производителей – уменьшение объемов выпуска продукции. Так что не исключено, что предлагаемая норма будет скорректирована в процессе доработки проекта.

«Больше 2 кг в одни руки не давать»

Сегодня ст. 25 Закона запрещает госорганам, иным юридическим лицам вводить ограничения продажи отдельных видов товаров, другие ограничения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством уровня не ниже постановлений Совмина. В проекте предлагается этот запрет исключить.

Обоснуется это предложение ссылкой на «текущую экономическую и политическую ситуацию в мире» и необходимостью не допустить дефицита продовольствия на потребительском рынке. Разработчики поясняют, что снятие запрета позволит субъектам торговли в ситуации увеличения потребительского спроса вводить временные ограничения на продажу отдельных товаров «в одни руки». Координировать такие действия будет МАРТ.

Кроме того, планируется отменить необходимость согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами режим работы торговых центров и рынков после 23:00 и до 7:00. Эти субъекты торговли алкоголь не продают, а потому «не создают угрозы ухудшения криминогенной обстановки на соответствующих территориях» в ночное время.

При этом обязанность согласовывать режим работы после 23:00 и до 7:00 хотят сохранить для торговых объектов и объектов общепита, в которых в это время суток осуществляется розничная торговля алкогольными и слабоалкогольными напитками, а также пивом.

Регулирование подтянут за реалиями

Блок предлагаемых поправок касается интернет-торговли. В МАРТ понимают, что сегодня товары продаются в Сети не только через интернет-магазины, но и на маркетплейсах, иных интернет-площадках, а также с помощью приложений для мобильных устройств. Такие способы торговли не охватываются действующей редакцией ст. 16 Закона.

Чтобы исправить ситуацию, в проекте предлагают расширить перечень технологий, с помощью которых может осуществляться розничная интернет-торговля, включив в него не только интернет-магазины, но и иные информационные сети, системы и ресурсы, подключенные к сети Интернет и позволяющие выбрать товары и заключить договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и ресурсах.

Одновременно будет систематизирован порядок внесения в Торговый реестр сведений о формах торговли, осуществляемых без использования торгового объекта.

Кроме того, из Закона планируется исключить понятия «крупный магазин» и «сеть общественного питания», а также требования, предъявляемые при заключении такими субъектами договоров с поставщиками продовольственных товаров. Причин указано несколько.

Во-первых, таких понятий нет в российском законодательстве, т.е. это часть унификации в рамках Союзной программы. Во-вторых, у нас в стране отсутствуют крупные продовольственные магазины, не входящие в состав торговых сетей, а значит, и отдельное регулирование для них не требуется. В-третьих, специ­фика работы общепита такова, что туда поставляется в основном продовольственное сырье, доля продтоваров невелика. Поэтому нераспространение на сети общественного питания требований к вышеуказанным договорам не скажется отрицательно на поставщиках и производителях.

****

Проектом также предлагается скорректировать терминологию, используемую в Законе, уточнить положения о запрете действий, ограничивающих конкуренцию, добавить конкретики в нормы отсылочного характера, привести Закон в соответствие с новой редакцией Конституции.

Ознакомиться с проектом можно на Правовом форуме Беларуси.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений