Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №15(2709) от 23.02.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2471
EUR:
3.5283
RUB:
3.5014
Золото:
211.59
Серебро:
2.41
Платина:
94.17
Палладий:
101.58
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госкомимущество о первых итогах применения обновленного земельного законодательства

Фото: freepik.com

В начале года вступил в силу обновленный Кодекс о земле, а также начал действовать ряд нормативных правовых актов, регламентирующих земельные отношения. О первых результатах применения новых норм в урегулировании земельных проблем рассказал председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич.

Выявлено 275 тыс. самозахваченных участков

Напомним, 18 июля 2022 г. подписан Закон № 195-3 «Об изменении кодексов». Отдельные его нормы вступили в силу с 1 сентября 2022 г., а обновленный Кодекс о земле начал действовать с 1 января 2023 г. Принципиальным моментом принятых изменений стало снижение уровня принятия решений: большинство актуальных вопросов отнесены к компетенции местных органов власти, благодаря чему землепользователи получили возможность обратиться в исполком и решить свой земельный вопрос без лишних временных и финансовых затрат. И наоборот, местные органы власти, получив новые алгоритмы, смогли приступить к решению накопившихся земельных проблем, например, в отношении так называемых самозахваченных земель.

Так, согласно обновленному земельному законодательству в срок до 1 сентября 2025 г. граждане и юридические лица получили возможность добровольно оформить правоустанавливающие документы в отношении самозахваченных земель, т.е. фактически используемых земель, превышающих площадь участка, выделенного пользователю на основании правоустанавливающих документов. В государственных СМИ данная норма получила название «земельная амнистия». И в этой части использование новых норм приобрело широкий размах.

Дело в том, что параллельно с разработкой нового кодекса ГКИ провел сплошную инвентаризацию земельных участков. Проанализировав данные аэрофотосъемки за неполные два года, комитеты по землеустройству выявили порядка 1,3 млн подозрений на «самоволку». Сверка полученных сведений с ситуацией «на местах» позволила подтвердить 275 тыс. фактов самовольного занятия земельных участков. Все их пользователи получили предписания с требованием либо узаконить нарушения с учетом требований Кодекса о земле (выкуп по двойной кадастровой стоимости), либо принять меры в соответствии с общим гражданским законодательством, вплоть до сноса.

Д. Матусевич признает, что данное требование вызвало определенный резонанс в обществе, которое он объясняет небольшим правовым опытом граждан, ранее не сталкивавшихся с гражданским зако­нодательством. В то же время и землепользователей можно понять: фактически вся ответственность за нарушение существующего порядка землепользования, в т.ч. возможные ошибки, допущенные при установлении границ участков, выделяемых под строительство, была возложена на владельцев участков. С учетом общественного резонанса и для того, чтобы земельная амнистия шла быстрее, ГКИ обратились к Президенту для согласования двух нововведений.

Согласно первому нововведению собственник, у которого выявлено нарушение порядка землепользователя, будет освобожден от административной ответственности, преду­смотренной ч. 1 ст. 16.36 КоАП «Самовольное пользование природными ресурсами». Как сообщил Дмитрий Матусевич, Александр Лукашенко это предложение полностью поддержал. Во-вторых, на внесение платы за право легализации выявленных проблемных участков, которая является своеобразным аналогом штрафа, глава государства разрешил предоставлять рассрочку. Теперь, не привязываясь к конкретным срокам, местные органы власти вправе, изучив ситуацию, предоставить ее конкретному гражданину. По мнению главы ГКИ, данные решения еще больше показывают, что все новации земельного законодательства сориентированы на наведение порядка на земле, эффективное ее использование, а не на пополнение казны.

Следует отметить, что решить вопрос деньгами получается не всегда: в тех случаях, где нарушение однозначно противоречит законодательным нормам, единственным решением останется снос. Тем не менее, как отметил глава ГКИ, абсолютное большинство граждан и представителей бизнеса получили возможность решить жизненно важные, копившиеся десятилетиями земельные вопросы. Это позволяет говорить, что современная государственная земельная политика в Беларуси ориентирована на человека.

Сообщается, что по всем выявленным нарушениям местные органы власти должны завершить работу до конца 2025 г. Несмотря на то, что впереди еще два года, работа уже сейчас ведется довольно интенсивно. В настоящее время земплепользователям направлено 130 тыс. уведомлений. Специалисты служб по землеустройству выезжают на места, занимаются оформлением правоустанавливающих документов. К этой работе привлечены также Белгипрозем, агентства по госрегистрации и земельному кадастру. С учетом колоссального объема работы ГКИ не исключает возможности перераспределения человеческих ресурсов по областям, чтобы процесс приведения существующего порядка пользования земельными участками в соответствии с нормами законодательства шел более быстрыми темпами.

Остальные нормы пока не нашли широкого применения

Одновременно Д. Матусевич рассказал и о востребованности других норм обновленного земельного законодательства. Так, возможностью выкупа земельных участков, бывших в наследуемом владении либо в аренде, в частную собственность с применением понижающего коэффициента воспользовались владельцы 700 участков суммарной площадью 90 га. Более 80 владельцев смогли воспользоваться правом на изменение целевого назначения или границ земельного участка, а также возможностью его раздела. Еще 50 человек осуществили «прирезку» смежного участка земли в общей сложности почти на 5 га. Нормой об узаконивании фактически сложившихся границ в пределах границ садового товарищества воспользовались 625 заявителей, что позволило избежать конфликтных ситуаций, потенциальными участниками которых могли быть и социально незащищенные категории граждан.

В целом на фоне проделанной работы с выявлением самозахваченных участков данная статистика выглядит откровенно скромно. В ГКИ с такой количественной оценкой согласны и признают, что применение отдельных норм пока осуществляется с осторожностью и оглядкой на другие районы. То есть дело не столько в отсутствии интереса со стороны потенциальных заявителей, сколько в неготовности местных властей принимать соответствующие решения, т.к. граждане и бизнес довольно активно интересуются возможностями, предоставляемыми новым земельным законодательством.

Со своей стороны ГКИ совместно с Советом Республики, Палатой представителей, КГК начинают раскручивать данный процесс: проводятся выездные семинары для представителей облисполкомов, местных органов власти, на которых на конкретных примерах разбираются те или иные ситуации. По мнению Дмитрия Матусевича, уместнее говорить о нарабатывании кривой обу­чения, по мере формирования которой все больше заявлений будут получать положительные решения.

Активнее всего обновленное законодательство работает в Брестском, Полоцком, Гродненском, Дзержинском и Могилевском районах. В основном это территории вокруг крупных городов или входящие в какие-то агломерации. С одной стороны, местные жители там активно стремятся получить землю либо решить копившиеся десятилетиями проблемы, а с другой – местная власть правильно сориентировалась и достаточно хорошо организовала работу. В антитопе оказались Белыничский, Берестовицкий, Шумилинский, Хойникский и Кормянский районы. Чтобы расшевелить инициативу на местах, недавно глава государства принял ряд решений, в рамках которых планируется проводить ежемесячный мониторинг процесса упорядочивания земельных отношений. Туда, где худшие результаты или отсутствует информация о прогрессе, будут выезжать специалисты Госкомимущества, чтобы на месте разобраться с существующими проблемами.

Программа по выявлению пустующих домов продолжает работать

Рассказал глава ГКИ и о результатах работы по выявлению и отчуждению пустующих домов и земельных участков. На базе Единого реестра имущества в 2022 г. была создана отдельная ветка – Единый реестр пустующих домов. Он содержит сведения о 11,5 тыс. объектов, которые потенциально могут быть выставлены на продажу после процедуры выявления собственника и применения иных мер, предусмотренных действующим законодательством. В настоящее время на продажу выставлено более 300 домов, а с начала года их было продано 539.

Как отмечает Д. Матусевич, процесс по выявлению и отчуждению пустующих домов выглядит неспешным, но зато позволяет соблюсти законные интересы всех сторон, включая текущего и потенциальных собственников. Все действия осуществляются исполкомами только по решению суда. Местные органы власти сначала ищут наследников, владельцев недвижимого имущества. В случае неудачи обращаются в суд, и только он вправе решить, что можно делать с домом – продать, снести и т.д. Если же собственники или наследники и принимают меры по приведению дома или участка в надлежащий вид, сведения из реестра исключаются. Если собственник не находится, отказывается от своих прав или не принимает необходимых мер, проводится оценка технического состояния дома, и местные органы власти принимают решение, как с ним поступить. Например, снести, а землю вовлечь в сельхозоборот. И таких фактов немало: так, в 2020 г. было снесено 3,7 тыс. домов, что позволило вовлечь в хозяйственный оборот 3 тыс. га земли.

Всего с начала действия нормы вторую жизнь приобрели более 25 тыс. пустующих домов. Обзавестись домиком в деревне можно всего за 1 базовую величину. Как отмечают в ГКИ, большинство граждан, обращающихся за приобретением дома или участка, надеется купить пустующий дом в деревне, где есть коммуникации, с прицелом на постоянное проживание или под дачу. Но надо понимать, что владельцы такой недвижимости обычно продают ее сами. Поэтому добротных, не требующих значительных вложений строений в реестре немного и за ними ведется настоящая охота. Зато удаленных, расположенных за пределами основных автомагистралей домов в реестре действительно много, и подобрать что-то интересное не представляет особого труда. Тем более интеграция сведений в систему Единого реестра имущества позволяет «увидеть» объект на публичной кадастровой карте с геолокацией, что в совокупности с фотографиями позволяет получить целостную картину.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by