Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Бюджет
02.04.2021 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №24 (2421) от 02.04.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госинвестпрограмма увеличена до 870 млн руб.

Фото: freepik

Два месяца понадобилось правительству, чтобы доработать и представить на утверждение Президента государственную инвестиционную программу – сводный план капитальных вложений, которые будут профинансированы за счет средств бюджета. Заявлялось, что главными приоритетами измененного документа  должны стать экономность и целесообразность. На выходе финансирование, выделяемое на реализацию проектов, значительно увеличилось, а самих объектов, внесенных в программу, стало меньше.

21 января 2021 г. на совещании, посвященном вопросам социально-экономического развития, обсуждалась государственная инвестиционная программа. Согласно официальным комментариям, в первоначальную версию были включены 129 объектов, преимущественно социальной и инфраструктурной направленности различной стадии завершенности, в т.ч. 53 проекта, строительство которых планировалось завершить в 2021 г. Документ встретил критику со стороны главы государства, который выразил сомнения в достаточной обоснованности и разумности расходования бюджетных средств.«Меня интересует, насколько выверен и оптимален этот перечень, который мы вносим в государственную программу. Нет ли в нем излишеств? Обоснованно ли финансирование каждого объекта?» – обозначил вопросы Александр Лукашенко.

Таким образом, логично было ожидать изменения приоритетов в государственной программе в сторону реализации инвестиционных проектов, находящихся на завершающих стадиях. Что же мы видим по факту, когда правовой акт наконец прошел все необходимые согласования и утвержден главой государства (Указ от 24.03.2020 № 115)? Количество объектов, которые получат бюджетное финансирование в рамках программы, уменьшилось до 102, а общий объем средств, выделенных на их строительство, увеличился с 664 до 870,4 млн руб., т.е. почти на 30%.

Источниками определены республиканский бюджет – 433,8 млн руб., местные бюджеты – 234,4 млн руб., республиканский дорожный фонд – 104,5 млн руб., фонд национального развития – 97,7 млн руб. Если сравнить объем финансирования по каждому источнику отдельно, обращает внимание факт резкого роста средств, выделяемых непосредственно из бюджета (без учета бюджетных фондов): 668,2 млн руб. против 264,4 млн руб. в 2020 г. Второй особенностью программы-2021 стало отсутствие среди источников специального фонда Президента, который в прошлом году выделил на инвестпроекты 134,5 млн руб.

 

Приоритеты остались неизменными

Основные направления государственной инвестиционной программы остались прежними: образование, здравоохранение, деятельность экономических зон, транспорт и инфраструктура. На строительство объектов в сфере образования выделено более 200 млн руб. (24% от общего объема), что почти в 4 раза больше, чем в 2020 г. Среди наиболее крупных проектов данного направления выделим строительство средней школы в г. Столбцы на 720 мест (17,8 млн руб.) и среднюю школу с бассейном в г. Бобруйске на 1020 учащихся (30,5 млн руб.).

Второй по объему инвестиций  приоритет улучшений – развитие транспорта и дорожно-уличной инфраструктуры (152 млн руб.). Самые дорогие начинания данного направления – строительство юго-западного обхода г. Могилева (41 млн руб.), возведение авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта «Минск» (12 млн руб.), реконструкция путепровода «Полоцкий» (10,3 млн руб.).

Еще один вектор будущих вложений – строительство объектов здравоохранения. Государственной инвестиционной программой запланировано направить на эти цели в 2021 г. 121 млн руб. Самые масштабные проекты – строительство инфекционного корпуса на территории УЗ «Могилевская больница № 1» в г. Могилеве (34,8 млн руб.) и реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница № 3 г. Гродно» под областной клинический онкологический диспансер (21,2 млн руб.).

 

Ставка на экономические зоны

На развитие экономических зон и реализацию в них хозяйственных проектов из бюджета выделят более 88 млн руб. Из них 16 млн будет направлено на расширение инфраструктуры индустриального парка «Великий камень». Еще 60 млн руб. составят совокупные расходы на развитие Островецкого района, где появится кинотеатр, новый вокзал, ледовый дворец, а жилищное строительство получит новый импульс. Справедливости ради заметим, что сооружение этих объектов начато еще в прошлом году, а в текущем они продолжат строиться.

Таким образом, Совмин продолжает делать ставку на развитие экономических зон и отдельных «перспективных» регионов. И ни тяжелый для государственного бюджета год, ни сомнительные финансовые результаты (чистый убыток организаций Островецкого района за январь 2021 г. составил 157 млн руб., а чистая прибыль компаний Оршанского района за этот же период – 48 тыс. руб.) не стали основанием для смены приоритетов – правительство действует по намеченному сценарию и менять что-либо не собирается.

 

Профинансированные и замороженные до лучших времен

Финансирование проектов и строек, конечными бенефициарами которых являются Минобороны, судебные и правоохранительные органы, КГБ и МЧС, предусмотрено на уровне прошлого года (80,6 млн руб.). Это преимущественно те проекты, которые были начаты в 2020 г. (подробнее см. «Государственная инвестиционная программа: какие проекты будут профинансированы в 2020 году», «ЭГ» № 98 за 31.12.2019). А вот Министерству культуры повезло меньше – на работы капитального характера в этом направлении выделено 33 млн руб., что на 10 млн меньше, чем год назад. Самым крупным объектом в данной сфере в текущем году станет реконструкция дворцово-паркового ансамбля XVIII–XIX веков в деревне Жиличи Кировского района Могилевской области (7 млн руб.).

Однако не все проекты, включенные в программу в прошлые годы, получат необходимое финансирование. Более 20 из них с общим бюджетом 158 млн руб. заморожены до лучших времен. Как правило, это начинания, отправленные «на скамейку запасных» в 2020 г. Получается, если какой-либо объект «ушел» в запас, вернуться в перечень актуальных и получить необходимое финансирование практически нереально – конкуренция за место в инвестиционной программе остается высокой. Справедливости ради отметим, что в перечне отложенных есть проекты различных ведомств, и говорить о некой предвзятости не приходится.

***

Хотя утверждение инвестиционной программы задержалось на три месяца, а при принятии документов случился фальстарт (на сайте Президента была опубликована новость, что соответствующий Указ подписан еще 18 марта 2021 г.), анализ направлений расходования бюджетных средств не выявил никаких аномалий, кроме значительного роста финансирования, заложенного на реализацию программы.

Сводный план госинвестиций имеет ярко выраженную социальную направленность с упором на развитие не только столицы, но и периферийных областей. Особое внимание уделяется экономическим зонам и перспективным районам в полном соответствии с политикой социально-экономического развития, принятой на 2021 год. Активное строительство объектов в рамках программы создаст важный задел для развития строительной отрасли, обеспечив ее загруженность за счет государственных заказов. Однако остается непонятным, как увеличение объема финансирования скажется на бюджете, который и так был пересмотрен в сторону увеличения дефицита. Надеемся, что у правительства есть ответ на этот вопрос и ситуация остается контролируемой. 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by