Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Голод на древесину

Частным деревообработчикам вновь перекрывают доступ к древесине. На этот раз – к сосновым балансам малых диамет­ров, значительные объемы которых в начале года оказались законтрактованы крупными переработчиками. Искусственно созданный дефицит вызвал взрывной рост цен на сырье и привел к патовой ситуации на некоторых малых предприятиях, где начали увольнять людей и распродавать оборудование.

О проблеме рассказал глава Республиканской лесопромышленной ассоциации (РЛПА) Валерий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Проблема неравного доступа к сырью для крупных (преимущественно государственных), с одной стороны, и остальных переработчиков, с другой, сформировалась в Беларуси не вчера. Например, уже несколько лет значительные объемы древесины продаются через годовые торги на Белорусской универсальной товарной бирже (БУТБ), куда допускают ограниченное количество покупателей. Фанерное бревно мягколиственных пород могут купить только производители клееной фанеры и гнутоклеенных изделий, фанерное бревно из дуба – производители строганного шпона. Еловые и сосновые балансы доступны для тех, кто выпускает газетную бумагу и целлюлозу, и т.д.

До сих пор существовал свое­образный компромисс: остальные переработчики могли приобретать сырье на квартальных и текущих биржевых торгах, притом что согласно Правилам реализации древесины, утв. Указом от 23.11.2020 № 437, на текущих торгах еженедельно равными долями должно выставляться 40% от объема годовых торгов.

Что же произошло сейчас? После того как в конце 2020 г. традиционно прошли годовые торги, а затем и квартальные, на которых совокупно было реализовано 54% запланированных к продаже на этот год сосновых балансов, УП «Беллесэкспорт» в конце января 2021 г. неожиданно выставляет на текущие торги одним лотом, т.е. для одного крупного покупателя, 679,5 тыс. м3 сосновых балансов диаметром 6–24 см. А это 37% от годового объема! Таким образом, уже в начале года могло быть реализовано порядка 90% запланированного к продаже сырья.

Позже лот был снят. Возможно, в т.ч. благодаря нашему вмешательству. Однако на текущих торгах 5 февраля т.г., куда допускаются все желающие, сосновые балансы не были выставлены на продажу, а 12 февраля согласно решению Координационного совета по биржевой торговле (протокол № 32/07/5пр от 09.02.2021) на специальной (считай – закрытой) торговой сессии вновь появился и был реализован лот в объеме 680 тыс. м3. По нашей информации, древесина предназначалась Светлогорскому ЦКК.

В итоге для продажи в рамках текущих биржевых сессий осталось мизерное количестве древесины. Этим же протоколом принято решение о поквартальном проведении подобных специальных сессий для реализации балансовой древесины хвойных пород и сырья древесного технологического с допуском на эти торги только производителей целлюлозы и плитной продукции. Это значит, что на текущих торгах данного сырья не будет для остальных покупателей, использующих его для производства прочих видов продукции.

 

– Валерий Мустафович, чем подобная ситуация грозит малому бизнесу?

– На рынке сформировался искусственный дефицит сосновых балансов малых диаметров. С одной стороны, предложение уже не может обеспечить сырьем производственные программы малых частных предприятий. С другой стороны, ажиотаж вызывал всплеск биржевых цен: почти в три раза по отношению к стартовым ценам годовых и квартальных торгов. Текущие сделки закрываются по 117 руб. и более за м3, а затраты только на сырье оказались сопоставимы со стоимостью конечной продукции деревообработки.

Для многих предприятий такое положение вещей, без преувеличения, стало шоком. Некоторые пытаются поддерживать производство «на малых оборотах», работают, чтобы работать. Другие просто закрываются и распродают оборудование, т.к. не видят экономического смысла продолжать бизнес.

Начались увольнения персонала. Проблема достаточно серьезная как в рамках страны (в переработке сосновых балансов создано около 2 тыс. рабочих мест), так и для отдельных регионов. Ведь что такое, например, оставить без работы порядка 100 человек в небольшом населенном пункте?!

 

– Есть ли пространство для производственного маневра в пользу продукции с более глубокой переработкой или за счет использования сырья, которое остается доступным?

– Изделия из оцилиндрованной древесины малых диаметров – специфический продукт, повышать глубину его переработки особо некуда. Окоренный кол, палисад, ригель, рулонное ограждение, заборчик и прочее – это конечная потребительская продукция, не требующая дальнейшей доработки или переработки.

Если потребители качественного пиловочника, производящие тарную или палетную доску, паркет, мебель и даже нано-шпон, могут позволить себе ценовую конкуренцию за сырье за счет выпуска продукции глубокой переработки с более высокой добавленной стоимостью, то производители-­оцилиндровщики нет. Хотя, несмотря на примитивность своей продукции, оцилиндровщики в честных условиях конкурентной борьбы выигрывают в добавленной стоимости (в пересчете на 1 м3 используемого сырья) у производителей целлюлозы и плитной продукции.

Что касается использования другого вида сырья, то да, пиловочник хвойных пород и некоторые другие виды древесины остаются доступными для частных переработчиков. Более того, высокий спрос на пиломатериалы на внешних рынках поддерживает сейчас бизнес многих частных компаний. Но надо понимать, что в деревообработке, как и в любой отрасли, есть специализированные предприятия. Те, кто работал с сосновыми сортиментами малых диаметров, не могут мгновенно перестроить производства. Они наработали свои ниши (преимущественно на экспортных рынках), нашли постоянных покупателей, отладили бизнес-процессы, а сейчас оказались не у дел. Перепрофилирование же требует немалых инвестиций и времени. Многим проще закрыться.

 

– Ввод крупных мощностей Светлогорского ЦКК ожидаемо повысил спрос на древесину на внутреннем рынке. Хватает ли в принципе в стране сырья, чтобы удовлетворить потребности всех переработчиков?

– Годовая потребность частного бизнеса страны в оцилиндрованной древесине диаметра 5–18 см оценивается примерно в 400 тыс. м3. Для лесозаготовительного сектора это относительно небольшие объемы. Леса в стране хватает, не хватает заготавливаемых объемов по сосновым балансам малых диаметров. Полагаю, что если бы объемы рубок были увеличены, в т.ч. за счет привлечения частных заготовительных предприятий, то дефицит можно было бы преодолеть.

С другой стороны, проблему могла бы ослабить корректировка потребления сырья со стороны Светлогорского ЦКК. Согласно научным рекомендациям для производства целлюлозы должна применяться древесина от насаждений 50 лет и старше, тогда как для оцилиндрованных изделий диаметром 5–18 см используются преимущественно балансы, заготавливаемые в ходе рубок ухода в лесах не старше 45 лет.

 

– Какие шаги предпринимает ваша ассоциация? Есть ли оперативные пути решения сложившейся проблемы?

– Мы обозначили проблему перед государственными и контролирующими органами, а также перед биржей. То, как в начале года реализовывались сосновые балансы малых диаметров, во многом противоречило действующему законодательству и в целом нарушало принцип равенства предприятий всех форм собственности, закрепленный в ст. 13 Конституции.

Как приверженцы прозрачных и рыночных условий работы, мы боремся за равный доступ всех компаний к сырью в рамках все типов биржевых торгов, независимо от дальнейшего производственного использования сырья по назначению. Однако в сложившихся обстоятельствах для восстановления хотя бы подобия справедливости считаем необходимым провести в мае-июне специальную торговую сессию для изготовителей изделий из оцилиндрованной древесины, где будут реализованы лесоматериалы круглые хвойных пород. Речь идет о сосне 2–3 сорта диаметра 6–18 см или хотя бы 6–14 см (эти диаметры закроют до 90% потребности производителей) со стартовой ценой на уровне стоимости балансов сосновых 6–24 см, реализованных на последней спецсессии.

По нашим оценкам, чтобы минимально закрыть производственные потребности на текущий год, малым предприятиям необходимо хотя бы 200–250 тыс. м3 сырья. Для минимизации логистических затрат мы предлагаем выставлять объемы на условиях франко-промежуточный склад от лица ГПЛХО, а не от РУП «Беллесэкспорт». Также просим допустить на торги только верифицированных производителей оцилиндровки с правом приобретения лотов на основной сессии только у ГПЛХО своей области, а на дополнительной сессии – где угодно.

 

– Почему частный деревообрабатывающий бизнес периодически оказывается в роли нелюбимого сына? То там ограничат, то тут не дадут, хотя и валютную выручку малые предприятия приносят, и рабочие места создают…

– Мне кажется, наша страна до сих пор не пережила некоторые еще советские стереотипы о частном бизнесе. Действительно, у нас до сих пор в приоритете государственные компании. Возможно, такое положение вещей подкрепляется тем, что руководство отраслевых госорганов и правительства несет личную ответственность за показатели отдельных государственных предприятий, что невольно подталкивает топ-чиновников лоббировать интересы госкомпаний.

Хотя с экономической точки зрения нет разницы, кто создает добавленную стоимость и уплачивает налоги – государственная или частная организация. Принципиальна только эффективность хозяйствования. И вот здесь статистика скорее на стороне частного бизнеса. В последние годы в модернизацию деревообрабатывающих гос­предприятий инвестировано более 2 млрд USD, в значительной степени льготных ресурсов. Данная категория переработчиков в приоритетном порядке обеспечивалась сырь­ем по заниженным ценам. И при этом крупные ДОКи продолжают пребывать не в лучшем финансовом положении, периодически требуя очередную порцию господдержки. С другой стороны, в Беларуси сформировался внушительный сектор частных малых и средних деревообрабатывающих предприятий, которые в большинстве случаев без единого рубля господдержки создали десятки тысяч высокопроизводительных рабочих мест и демонстрируют устойчивую работу даже тогда, когда оказываются в неравных условиях с государственными. Хотя при желании даже эффективным частным фирмам можно перекрыть кислород. Но, думаю, это точно не в интересах государства.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by