Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Главные ошибки белорусского бизнеса на российских маркетплейсах

Фото: freepik.com

В прошлом году резко вырос интерес предпринимателей к работе на российских маркетплейсах, которые существенно увеличили свою активность в Беларуси.

Последствия данных тенденций «ЭГ» обсудила с экспертами.

Активность российских маркетплейсов в Беларуси (в т.ч. бурный рост точек выдачи товаров) привела к тому, что государство обратило на это пристальное внимание и намерено регулировать данную деятельность. Уже принят в первом чтении законопроект с соответствующими изменениями законодательства о торговле.

В то же время растущая активность белорусских селлеров на российских маркетплейсах приводит не только к успехам, но и к серьезным просчетам.

Какие главные ошибки допускали белорусские предприниматели в 2023 г., начиная торговать на маркетплейсах РФ? Что может измениться для участников этого бизнеса в связи с началом госрегулирования данной сферы?

На эти и другие вопросы «ЭГ» попросила ответить экспертов, которые консультируют предпринимателей по вопросам работы с новым форматом онлайн-продаж.

Ольга Иваненко, учредитель и коммерческий директор компании «БизнесСтарт»:

oivanenko.jpg
          Ольга Иваненко

– Для предпринимателей важна большая площадка, которая позволяет обеспечить кратчайший путь к покупателю, причем желательно в разных странах. Маркетплейсы эту функцию прекрасно выполняют, поэтому будут востребованы, несмотря на усиление регулирования данной сферы.

Да, иногда к онлайн-площадкам предъявляют претензии в части платной доставки, длительного возврата денежных средств, но эти вопросы благополучно решаются, и не думаю, что дополнительное госрегулирование ситуацию как-то ухудшит.

Белорусскому бизнесу введение более четкого госрегулирования деятельности маркетплейсов может принести скорее пользу, нежели проблемы.

Мы ожидаем более структурированных и понятных правил для белорусских селлеров по работе с зарубежными маркетплейсами. Последние могут в течение года несколько раз менять договоры оферты. Возможно, регулирование работы российских маркетплейсов в Беларуси позволит создать более стабильные и прозрачные условия взаимодействия с этими онлайн-площадками. Селлеры на это надеются.

Если говорить о типичных ошибках, то одна из самых серьезных, способных убить весь бизнес, – создание российского юрлица и управление им с территории Беларуси.

Отметим: маркетплейсы РФ предоставляют для российских селлеров более широкие возможности для продаж, чем для белорусских предпринимателей. По этой причине у некоторых наших предпринимателей возникает соблазн зарегистрировать юрлицо в России, но управлять им с территории Беларуси. Когда такие схемы вскрываются, проверяющие органы доначисляют большие суммы налогов и предъявляют штрафные санкции.

Другая грубая ошибка – нарушение законодательства о трансфертном ценообразовании. Случаи, когда белорусские предприниматели отгружают продукцию по нерыночным ценам, либо в торговый дом в РФ, либо дочерней структуре, также ведут к штрафным санкциям и доначислению налогов.

Дело в том, что из-за нерыночных цен российское юрлицло недоплачивает ввозной НДС, а белорусское юрлицо при таких манипуляциях занижает выручку. Поэтому белорусские предприниматели, открывающие субъект хозяйствования в РФ, должны четко соблюдать налоговое законодательство и здесь, и там.

Это, в частности, означает, что стоимость товара, перемещаемая между взаимозависимыми лицами, должна быть рыночной. Что касается регистрации белорусскими предпринимателями юрлица в РФ, никто не запрещает иметь бизнесы в нескольких юрисдикциях. Но каждый бизнес должен быть самостоятельным. Если появятся факты (например, переписка), указывающие на управление российским юрлицом с территории Беларуси, это будет расцениваться как грубое нарушение, за которым последует и серьезное наказание.

Резюмируя, отмечу, что перечисленные нарушения – ошибки, которые не характерны для большинства селлеров. Их допускают те, кто не хочет вникать в законодательство и его правоприменение. Для подавляющего большинства белорусских предпринимателей торговые интернет-площадки – хорошая возможность создать новый или расширить существующий бизнес. При этом стоит иметь в виду, что на российские маркетплейсы стали выходить резиденты КНР, так что конкуренция будет усиливаться, и, чтобы в ней побеждать, придется постоянно учиться новому.

Надежда Шакель, старший юрист компании «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги»:

nshakel (1).jpg
       Надежда Шакель

– В целом существует надежда на то, что введение регулирования деятельности маркетплейсов в Беларуси позволит снять юридические вопросы, которые возникают у белорусских селлеров, выходящих на эти торговые онлайн-площадки.

Что касается ошибок, которые мы встречаем в части работы белорусских предпринимателей в данной сфере, то из опыта нашей работы можно выделить три.

Первая ошибка – завышенные ожидания. Выход на маркетплейсы – тема на слуху, многие хотят с ними работать, но зачастую их ждет разочарование. Происходит так потому, что резиденты Беларуси не учитывают многие факторы, в т.ч. нормы налогового, таможенного законодательства, требования по защите персональных данных и положения авторского права, касающиеся борьбы с контрафактом. Сталкиваясь с реальностью, бизнес получает совсем иную маржинальность, чем планировал изначально.

Вторая ошибка связана с первой: в ряде случаев белорусские предприниматели не знакомятся полностью с договором оферты, иными документами, которые подготовили юристы маркетплейсов, формально соглашаются с ними, как следствие, не учитывают все имеющиеся ограничения, а также принимаемые на себя обязанности.

Это приводит к тому, что продавцы сталкиваются с непредвиденными штрафными санкциями со стороны маркетплейсов. В чем мораль? Чтение и анализ объемных документов отнимает время, порой они сложно написаны, но знакомиться с ними и разбираться с каждым пунктом необходимо, поскольку от этого зависит финансовый результат работы белорусских компаний на российских маркетплейсах.

Третий просчет – невозможность белорусским юрлицом подтвердить потерю товара или утрату его качественных характеристик. Иными словами, желая больше продать и испытывая энтузиазм, наши предприниматели забывают про контроль и отслеживание взаимодействия с площадкой и потребителями, т.е. про трекинг процессов. Например, при спорах о качестве товара могут быть важны фотоматериалы, подтверждающие первоначальный вид отправляемого объекта.

Соответственно, сталкиваясь с проблемами и не имея достаточных доказательств по делу, белорусские субъекты хозяйствования отказываются обращаться в суд, понимая, что судебные издержки будут невосполнимы.

У предпринимателей должно быть четкое и юридически правильное понимание того, как защищаться в конфликтных ситуациях. Также следует продумать план действий для того, чтобы не допустить «потребительского экстремизма».

Так, сейчас, после завершения новогодних праздников, многие селлеры в мире сталкиваются с возвратом товаров, которые покупателям были нужны лишь на период новогодних торжеств. Законодательство позволяет потребителям вернуть даже качественный товар в течение определенного срока, и некоторые граждане злоупотребляют данным правом.

В целом, несмотря на описанные ошибки и проблемы, ожидаю, что интерес к марктеплейсам со стороны белорусского бизнеса сохранится на высоком уровне. Наши предприниматели хотят торговать, расширять сферу своей деятельности, причем не только внутри, но и за пределами страны, поэтому современными онлайн-площадками они точно будут пользоваться.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений