Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Кадры
07.05.2021 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №34 (2431) от 07.05.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Время собирать кадры: — где обучить работников современным технологиям

Николай Булько

Фундаментальную задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, умеющих работать со сложной техникой и по новым технологиям, помогают решать ресурсные центры учреждений профессионального образования, оснащенные современным инновационным оборудованием. Ежегодно на их поддержку только из республиканского бюджета направляется около 4 млн руб. О том, как наниматели могут использовать возможности центров для обучения своего персонала, нам рассказал проректор Республиканского института профессионального образования Николай БУЛЬКО. 

– Николай Сабинович, сколько учреждений профессионально-технического и среднего специального образования имеют в структуре ресурсные центры?

– В республике 51 ресурсный центр по разным видам экономической деятельности. Идея создания центров появилась, когда стало понятно, что в учреждениях образования материально-техническая база для подготовки рабочих и специалистов устарела, а темпы ее обновления значительно отставали от технических и технологических процессов, проходивших в организациях реального сектора экономики. Однако на оснащение всех учебных заведений (сейчас в республике 127 учреждений ПТО и 147 ССО) новым оборудованием для практических занятий требовались очень большие инвестиции. Одним из выходов из сложившейся ситуации стала идея объединения и концентрации дорогостоящего оборудования и других средств обучения на базе отдельных учреждений образования и обеспечения доступа к этим ресурсам учащихся из других профильных учебных заведений.

Так, на базе Городокского государственного профессионально-технического колледжа сельскохозяйственного производства (сейчас это Городокский государственный аграрно-технический колледж) появилось обособленное подразделение производственного обучения. Оперировать формулировкой «ресурсный центр» стали в 2011 г. после вступления в силу Кодекса об образовании, которым учреждениям образования была предоставлена возможность создавать такие структурные подразделения. 

С 2006 г., после оценки эффективности идеи, началось развитие сети ресурсных центров на основе утвержденной правительством госпрограммы «Образование и молодежная политика». Центры открываются ежегодно: в 2020 г. создано 3 ресурсных центра, в январе 2021 г. открыт ресурсный центр по направлению «Сельское хозяйство» в Калинковичском государственном профессиональном аграрно-техническом лицее.

Наиболее современное оснащение, которое дает возможность готовить квалифицированные кадры не только в системе профтехобразования, но и высшего образования, а также по программам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации взрослых, имеют 18 ресурсных центров.

– Что вы вкладываете в понятие «наиболее современное» оборудование?

– Это новинки высокотехнологичного, инновационного оборудования, которое применяется в современных производствах от лучших мировых производителей – из Финляндии, Германии, Франции, Швеции, Италии. Некоторые технологии и оборудование еще только внедряются в промышленность, а значит, возможности ресурсных центров для подготовки кадров, способных работать в условиях современного производства, будут актуальны, как минимум, ближайшие 5 лет. Зачастую центры являются проводниками новых технологий в национальное производство.

Определиться с приобретением оборудования помогает связь с организациями. Например, ресурсный центр по направлению «Металлообработка и машиностроение» на базе Гомельского государственного автомеханического колледжа оснащается оборудованием с учетом планов модернизации организаций холдинга «ГОМСЕЛЬМАШ», других предприятий г. Гомеля.

– Кто финансирует создание центров, приобретение оборудования для них?

– Основной источник – средства республиканского и областных бюджетов. Кроме того, в центрах есть собственные средства учреждений образования и средства организаций. Для примера: создание достойного центра по профилю «Машиностроение» стоит примерно 3,5 млн руб., по строительному профилю – около 100–150 тыс.

Если говорить о поддержке компаний, то есть много примеров помощи со стороны реального сектора экономики ресурсным центрам оборудованием, расходными материалами. Например, ресурсные центры сельскохозяйственного профиля в течение последних 2 лет получили безвозмездно от ООО «МТЗ» современные образцы тракторов. 

С 2018 г. в соответствии с госпрограммой «Образование и молодежная политика» ежегодно из республиканского бюджета на дооснащение ресурсных центров выделяется около 4 млн руб. Получателей этих средств на конкурсной основе определяет комиссия Министерства образования совместно с экспертами отрасли, а решение о финансировании принимается приказом Министра образования. В 2021 г. финансы на дооснащение получат 10 ресурсных центров.

При необходимости финансирование выделяется 2 года подряд, как это было при оснащении нового ресурсного центра в Оршанском государственном механико-экономическом колледже, создание которого предусматривалось Программой развития Оршанского района, утвержденной Указом от 31.12.2018 № 506.

В рамках реализации проекта Европейского союза «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» была создана лаборатория «Индустрия 4.0» в филиале УО РИПО «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе», а также осуществлялось дооснащение ресурсного центра в области экологии, энергетики и энергоэффективности филиала УО РИПО «Ресурсный центр ЭкоТехноПарк Волма».

– Сколько человек ежегодно проходит обучение в ресурсных центрах и по каким программам?

– В 2019/2020 учебном году обучение в ресурсных центрах прошли 19,8 тыс. человек.

По основным образовательным программам ПТО, ССО и ВО обучение прошли 15,6 тыс. человек из 123 учреждений образования республики, а по программам дополнительного образования взрослых – 4,2 тыс. По договорам с органами по труду, занятости и социальной защите обучено 263 человека, по договорами с организациями-заказчиками кадров – 1938 человек, по договорам с физлицами – 618 человек.

Всего за весь период работы центров (статистика ведется с 2006 г.) в них обучено более 130 тыс. человек.

– Доступны ли услуги ресурсных центров нанимателям и физлицам?

– Помимо основной функции (обучение по образовательным программам ПТО, ССО и ВО) услуги ресурсных центров заказывают профильные учебные заведения, заинтересованные в обучении на современном оборудовании своих учащихся и студентов; организации реального сектора при необходимости повышения квалификации, переподготовки или профессиональной подготовки работников; физлица.

Услуги центров по дополнительному образованию взрослых очень разнообразны: от реализации образовательной программы в полном объеме до кратковременных курсов для формирования нужной компетенции. Были случаи, когда частные физлица приходили в центр на час-два, чтобы конкретизировать для себя функциональные возможности машин, на которых они работают.

– Какие самые востребованные программы дополнительного образования взрослых?

– Наибольшим спросом пользуются программы повышения квалификации. Обычно инициатива отправить работников на обучение исходит от нанимателя, если он видит, что рабочие не справляются с современным оборудованием или не могут применять современные технологии. Бывает и наоборот: руководители организаций посещают ресурсные центры, и решение о переоснащении производства, внедрении новых технологий и повышении квалификации работников принимают именно здесь, сравнив уровень оснащенности центра и своей компании.

Информацию о сети ресурсных центров, их оснащенности, реализуемых образовательных программах в режиме онлайн можно получить на официальном сайте УО РИПО, сайтах управлений образования облисполкомов, непосредственно в учреждениях образования, имеющих в своей структуре ресурсные центры.

– Конкурируют ли центры между собой и в чем заключаются конкурентные преимущества?

– Преимущества заключаются в лучшей оснащенности и уровне квалификации преподавательского состава. Мы могли бы сравнить центры для подготовки кадров для сельского хозяйства, которые есть в каждой области. Но чаще они не конкурируют, а сотрудничают и взаимодополняют друг друга для комплексного обучения профессии. Приведу пример взаимодействия ресурсных центров Калинковичского  государственного аграрно-технического лицея и Жлобинского государственного профессионально-технического колледжа. В первом сконцентрировано тренажерное и стендовое оборудование, а во втором – реальная сельскохозяйственная техника и агрегаты. Учащиеся профильных учреждений образования области в начале своего обучения практикуются на тренажерах и затем оттачивают навыки в другом ресурсном центре на машинах в условиях, максимально приближенных к производственным.

– Как нанимателю направить людей на обучение в ресурсном центре?

– Алгоритм действий нанимателя прост: следует определить необходимость обучения персонала и круг работников, которые будут направлены на обучение; обратиться в учреждение образования, в структуре которого есть ресурсный центр, за консультацией и расчетом стоимости обучения; заключить договор на обучение.

Учреждения образования при необходимости могут проверить уровень знаний и навыков работников, совместно с нанимателем определить проблемные зоны в знаниях и навыках, разработать программы повышения квалификации. Программа может быть реализована полностью в ресурсном центре или часть учебного процесса может проходить на предприятии. В итоге проводится совместный контроль полученных знаний и навыков и работникам присваивают более высокие разряды рабочим и категории специалистам.

По итогам обучения учебное заведение выдает документы государственного образца – свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии. В случае проведения обучающих курсов выдается справка о прохождении обучения.

– Есть ли яркие примеры сотрудничества ресурсных центров и компаний?

– Примеров взаимовыгодного сотрудничества можно привести довольно много. Внимание к сотрудничеству с ресурсными центрами проявляют прежде всего те организации, которые заинтересованы в наличии высококвалифицированного персонала и постоянном развитии компетенций своих работников. Пример – сотрудничество филиала «Минский государственный автомеханический колледж» УО РИПО и совместного предприятия «МАЗ – Вейчай». Еще на этапе строительства предприятия по производству двигателей для автомобильной техники в индустриальном парке «Великий камень» возник вопрос о персонале, который будет обслуживать технику с новыми двигателями. В итоге в 2020 г. совместно был создан ресурсный центр, полностью оборудованный китайской стороной в рамках инвестиционного проекта. Помимо основного заказа на обучение центр готовит работников сервисных станций МАЗа, расположенных в СНГ и дальнем зарубежье.

Также с ресурсными центрами тесно сотрудничают организации – поставщики оборудования, материалов, заинтересованные в расширении рынка сбыта своей продукции. Они передают в учебные заведения оборудование, материалы, инструменты, необходимые для обучения, и таким образом рекламируют и себя, и новые технологии.

 

Скачать перечень ресурсных цетров учреждений ПТО и ССО

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений