Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Отрасли и рынки
20.06.2018 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Fitch подтвердило рейтинги 3 госбанков

Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») трех госбанков – Беларусбанка, Белинвестбанка и Банка развития («БРРБ») – на уровне «B» со «Стабильным» прогнозом.

Таким образом, рейтинги банков сейчас находятся на одном уровне с суверенными долгосрочными рейтингами и учитывают мнение агентства о высокой готовности государства предоставить поддержку этим организациям в случае необходимости.

Мнение РА основано на мажоритарной собственности государства (ГКИ владеет 98,76% в Беларусбанке и 97,48% в Белинвестбанке, а Совмин -- 95,473% в БРРБ) и принимает во внимание надзор со стороны высокопоставленных государственных чиновников через представительство в наблюдательных советах этих банков. Оно также учитывает высокую системную значимость банков, их роль в проводимой политике, субсидиарную ответственность государства по облигациям БРРБ, а также историю поддержки, которая предоставлялась в различных формах (взносы в капитал, выкуп плохих кредитов, предоставление ликвидности и т. д.).

Вместе с тем, низкие уровни рейтингов продолжают отражать ограниченную способность властей предоставлять поддержку банкам, в особенности, если поддержку необходимо предоставлять в иностранной валюте, учитывая слабую внешнюю позицию государства и потенциально существенные условные обязательства по поддержке госсектора.

Внутренние валютные депозиты у трех рассматриваемых банков (в совокупности равные 5,3 млрд. USD на конец 2017 г.), значительные зарубежные недепозитные обязательства (3,9 млрд. USD, частично краткосрочные) и ограниченные валютные ликвидные активы (1,1 млрд.) также могут сделать сложным предоставление им поддержки от государства, в частности, в случае серьезной стрессовой ситуации, учитывая ограниченные резервные активы государства (7,3 млрд. USD).

Возможность предоставления поддержки Беларусбанку, Белинвестбанку и БРРБ в национальной валюте также сдерживается, по мнению Fitch, ограниченной финансовой гибкостью государства, хотя более комфортная ликвидная позиция в национальной валюте  у банков и доступность краткосрочного фондирования репо от Нацбанка, позволяющего покрывать какие-либо временные разрывы ликвидности, снижают потребность в такой поддержке.

Высокая системная значимость Беларусбанка подкрепляется его самой значительной долей рынка практически во всех сегментах бизнеса на локальном финансовом рынке. На конец I квартала 2018 г. клиентское фондирование у Беларусбанка составляло 42% от всех клиентских средств в банковском секторе, и доля кредитов банка в валовых кредитах сектора была равна 45%. Беларусбанк также задействован в операциях кредитования директивного характера, которые частично гарантируются и/или субсидируются государством, хотя объем такого кредитования постепенно снижался до 41% от валовых кредитов на конец 2017 г. по сравнению с 46% на конец 2016 г.

Белинвестбанк имеет более низкую системную значимость ввиду меньшей доли рынка (6%) и более ограниченного кредитования и обслуживания белорусских компаний первого эшелона.

БРРБ играет значимую роль в проводимой политике как банк развития, осуществляющий свою деятельность в рамках особого юридического статуса с 2011 г., который, среди прочего, определяет субсидиарную ответственность государства по облигациям БРРБ. Первоначально Банк Развития был создан для управления проблемными активами, но затем расширил свою деятельность за счет операций долгосрочного проектного кредитования и другого директивного финансирования, а также начал осуществлять управление государственным социальным фондом.

Поддержка капиталом ранее предоставлялась всем трем банкам. Последний раз Беларусбанк и БРРБ получали взносы в основной капитал в 2015 г., а Белинвестбанк конвертировал субординированный долг, держателем которого являлось государство, в основной капитал в 2016 г. Беларусбанк и Белинвестбанк также в некоторой мере испытали позитивное влияние от передачи плохих кредитов, частично в БРРБ, в последние годы.

Банк Развития ожидает взнос в основной капитал от государства в течение 2018 г. По мнению Fitch, планы государства относительно входа ЕБРР в капитал Белинвестбанка с 25-процентной долей не приведут к существенному изменению готовности властей поддерживать банк, пока государство владеет контрольной долей, при этом нельзя исключать определенную поддержку перед продажей.

РЕЙТИНГИ УСТОЙЧИВОСТИ

Подтверждение рейтингов устойчивости Беларусбанка и Белинвестбанка на уровне «b-» по-прежнему отражает оценку агентством этих банков как имеющих тесные связи с государством, а также небольшой размер и уязвимость контролируемой государством экономики Беларуси ввиду значительных прямых и непрямых рисков у этих банков на государство и госкомпании. Рейтинги устойчивости также сдерживаются кредитными профилями этих банков, по-прежнему обремененных существенной суммой обесцененных кредитов. Объем этих кредитов, как представляется, стабилизировался по мере постепенного восстановления экономики после недавней рецессии, однако эти кредиты остаются умеренно зарезервированными.

Тесные связи с государством делают финансовые профили Беларусбанка и Белинвестбанка зависимыми от состояния государственных финансов и способности властей сохранять макроэкономическую стабильность и поддерживать государственный сектор. По оценкам Fitch, суверенные облигации и валютные облигации НБРБ составляли 14% от суммарных активов у Беларусбанка, и 17% у Белинвестбанка на конец 2017 г. Кредиты компаниям с государственным контролем на ту же дату в сумме составляли 62% от валовых кредитов у Беларусбанка и 49% у Белинвестбанка.

По мнению Fitch, проблемы с качеством кредитов у белорусских банков наилучшим образом отражаются показателем уровня обесцененных кредитов по МСФО относительно других обычно используемых ориентирных показателей, таких как неработающие кредиты (кредиты с просрочкой свыше 90 дней). Обесцененные кредиты были на высоком уровне в 38% от валовых кредитов у Беларусбанка (почти без изменений относительно конца 2016 г.) и на несколько более низком уровне в 23% у Белинвестбанка (снижение относительно 30% на конец 2016 г.). Резервы под обесценение кредитов были невысокими у обоих банков и составляли 7,2% от валовых кредитов у Беларусбанка и 7,5% у Белинвестбанка.

Оба банка имели более низкие показатели неработающих кредитов, чем в прошлом году: на уровне 0,6% от валовых кредитов у Беларусбанка и 6,3% у Белинвестбанка на конец 2017 г., отчасти ввиду продолжения финансирования заемщиков, испытывающих трудности или имеющих слабую кредитоспособность, позволяя им проводить регулярные выплаты долга без снижения задолженности по кредитам, реструктуризации кредитов (6,6% и 3,1%, соответственно); списаний кредитов; а также имевшей место ранее передачи плохих кредитов государственному агентству по управлению проблемными активами и в БРРБ в обмен на суверенные, муниципальные облигации или облигации БРРБ. Государственные субсидии также в определенной мере помогали обслуживанию выплаты процентов по кредитам по части кредитных портфелей, которые являются особенно существенными у Беларусбанка.

Некоторая дополнительная уязвимость, по мнению Fitch, возникает со стороны валютных кредитов, которые не являются обесцененными согласно отчетности, составлявших значительные 20% от валовых кредитов у Беларусбанка и 35% у Белинвестбанка на конец 2017 г. с учетом того, что доходы в твердой валюте, получаемые от стабильных экспортных рынков, остаются ограниченными для белорусских компаний.

Давление на капитализацию оказывают главным образом высокие уровни недорезервированных проблемных и потенциально высокорисковых кредитов, в то время как показатели основного капитала по методологии Fitch были приемлемыми у обоих банков: на уровне 15,7% от взвешенных по риску активов согласно стандартам Basel I у Беларусбанка и 13,9% у Белинвестбанка на конец 2017 г. Регулятивные показатели базового капитала были немного ниже, на уровне 13,4% и 9,6%, соответственно, при этом регулятивный минимум с учетом всех надбавок с конца I квартала 2018 г. установлен на уровне 7,125%.

Обесцененные кредиты за вычетом суммарных резервов под обесценение кредитов составляли высокие 1,8x основного капитала у Беларусбанка и 0,7x у Белинвестбанка на конец 2017 г. В то же время Fitchполагает, что риск резкого снижения капитала сглаживается ввиду регулятивных послаблений, поскольку банки осуществляют лишь постепенное резервирование, а также за счет потенциальной дополнительной передачи плохих кредитов агентству по управлению проблемными активами.

Прибыль до отчислений под обесценение была на высоком уровне в 6% от средних валовых кредитов у обоих банков в 2017 г., но уровни процентов по кредитам, которые могут быть собраны в случае прекращения рефинансирования кредитов, являются неопределенными. Высокие отчисления под обесценение кредитов дополнительно ослабили прибыльность в последние годы. Доходность на средний капитал (ROE) у Беларусбанка составляла 8% в 2017 г. после 9% в 2016 г., в то время как Белинвестбанк в указанные годы был близок к безубыточности. Отчисления под обесценение, вероятно, останутся высокими в ближайшие годы с учетом по-прежнему небольшого покрытия резервами.

Риски ликвидности обусловлены главным образом потенциально ограниченным доступом к иностранной валюте, высокой долларизацией балансов у обоих банков и высокими объемами иностранного фондирования. Позиция ликвидности в национальной валюте является более комфортной с учетом статуса системнозначимых банков и государственной собственности у обоих банков, что способствует стабильности депозитов.

Валютные обязательства составляли высокие 67% от суммарных обязательств у Беларусбанка и 62% у Белинвестбанка на конец 2017 г. Краткосрочный риск рефинансирования был существенным, поскольку высоколиквидные и размещенные заграницей валютные активы покрывали умеренный 41% от 12-месячного объема погашений зарубежного фондирования у Беларусбанка и более низкие 30% у Белинвестбанка на конец I квартала 2018 г.

Fitch не присваивало Банку Развития рейтинг устойчивости ввиду его особого юридического статуса, его значимой роли как организации развития и еще более тесной связи с государством.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

РДЭ банков могут быть повышены в случае повышения рейтингов Беларуси или понижены в случае понижения суверенных рейтингов. Кроме того, РДЭ банков могут быть понижены, и, соответственно, станут ниже суверенного рейтинга, если своевременная поддержка не будет оказана в случае ее необходимости или если стоимость потенциальной поддержки существенно увеличится относительно способности государства предоставить ее.

Рейтинги устойчивости Беларусбанка и Белинвестбанка могут быть понижены в случае сокращения капитализации, которое не будет своевременно устранено, у этих банков потенциально ввиду заметного ухудшения качества активов или существенного уменьшения валютной ликвидности у этих банков.

Потенциал позитивных рейтинговых действий в отношении РДЭ или рейтингов устойчивости ограничен в краткосрочной перспективе с учетом слабости экономики и состояния внешних финансов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by