Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Свистать всех наверх: финансовый сектор и ключевые отрасли призвали к мобилизации

Фото: rawpixel

31 января 2022 г. глава государства провел совещание, посвященное работе банковского сектора и подсанкционных отраслей белорусской экономики. Отметив высокие результаты прошлого года, Александр Лукашенко потребовал от присутствующих руководителей сохранения достигнутой стабильности и ориентировал на выполнение намеченных планов в сфере экономического развития страны.

Нацбанк ожидает замедления инфляции

По итогам доклада Президенту председатель правления Нацбанка Павел Каллаур в очередной раз подтвердил курс на сдержанную денежно-кредитную политику в текущем году. Отвечая на вопросы журналистов, глава Нацбанка пояснил, что регулятор будет действовать взвешенно и осторожно: «Мы будем наблюдать за ситуацией, не делая каких-то поспешных шагов». С одной стороны, НБ РБ напрямую увязывает свои дальнейшие шаги по изменению ключевой ставки с развитием ситуации с инфляцией. С другой – даже несмотря на высокие значения инфляции, которые могут сохраняться на протяжении всего I квартала 2022 г., регулятор явно не спешит выступать с повышением ставки рефинансирования. Главный аргумент, который приводит Нацбанк, – замедление темпов роста инфляции и ее выход на свое­образное плато.

Более того, специалисты регулятора ожидают, что уже во второй половине года инфляция снизит темпы, что вкупе с административным регулированием цен позволит приблизить значение показателя к запланированным 6%. 

«В мире ожидается, что инфляция будет снижаться к концу текущего года. Этого ожидают практически все центральные банки. Мы тоже ожидаем существенного замедления инфляции, и наша цель находится вблизи 6%. Есть все основания полагать, что общими усилиями мы сможем обеспечить тот уровень, который запланирован», – отмечает Павел Каллаур.

Таким образом, Нацбанк рассчитывает «пересидеть» период высокой инфляции без значительного изменения денежно-кредитной политики. Для себя регулятор определил допустимый диапазон изменения ставки рефинансирования в пределах 9–10%, что означает возможность как ее повышения на 0,75 п.п., так и снижения на 0,25 п.п.

Обеспечить рост будет непросто

Нежелание Нацбанка повышать ключевую ставку имеет достаточно простое объяснение – первоочередными задачами регулятора являются сохранение финансовой стабильности и обеспечение заданных темпов экономического роста. Ранее в докладах, посвященных обеспечению финансовой стабильности в 2021 г., специалисты НБ РБ отмечали, что более агрессивное воздействие на инфляционные процессы могло бы привести к экономическому спаду и негативно отразиться на уровне доходов и занятости населения. Поэтому денежно-кредитная политика в 2021 г. была направлена, с одной стороны, на сдерживание инфляции, с другой – на сохранение финансовой стабильности и поддержку реального сектора экономики.

Судя по результатам совещания и риторике его участников, приоритеты не изменились и в текущем году. Более того, если в 2021 г. мы имели хороший задел по макроэкономическим показателям за счет успехов во внешней торговле и низкой базы предшествовавшего года, то в 2022 г. эти преимущества постепенно будут утрачивать свое значение. Иными словами, экономический рост обещает быть более хрупким, а значит, любые шаги Нацбанка будут максимально выверенными и аккуратными.

Депозиты в банках оформляются, но длинных денег по-прежнему не хватает

Прошлый год характеризовался постепенным преодолением тенденций по оттоку денежных средств из банковской системы, укреплением курса рубля, увеличением роста золотовалютных резервов. Регулятор рассчитывает и дальше обеспечивать сохранение финансовой стабильности, правда, действовать ему приходится в более «нервной» обстановке.

Однако, по мнению главы Нацбанка, поводов для опасений нет. 

«Есть геополитические риски мирового масштаба, в частности у нашего соседа – в России. Все давно понимают, что, учитывая тесные экономические отношения с Российской Федерацией, мы наблюдаем в т.ч. и определенные корреляции по волатильности курса белорусского рубля вместе с волатильностью российского рубля. Это нормальная рыночная ситуация. Ничего сверхъ­естественного не происходит. Есть период ослабления курса, есть периоды его укрепления». 

В целом Нацбанк отмечает спокойную ситуацию на депозитном рынке и положительные тенденции по сберегательным процессам. Наблюдается увеличение вкладов как в национальной, так и в иностранной валютах – как сообщил Павел Каллаур, они растут примерно по 1,5% в месяц.

В то же время основная проблема, которой было уделено значительно меньше внимания в публичной части совещания и комментариях главы Нацбанка журналистам, – недостаточное количество «длинных» денег в белорусской экономике. Очевидно, это обусловлено смещением структуры банковских вкладов в пользу более коротких сроков размещения. Одновременно наблюдается сокращение возможности для банков и предприятий по использованию альтернативных источников капитала.

Так, в докладах регулятор отмечает ухудшение доступа банков к рынку межбанковского финансирования. Замедляется эмиссионная активность предприятий на рынке облигаций, поскольку после череды дефолтов и введения запрета на эмиссию облигаций в иностранной валюте их востребованность участниками рынка резко сократилась. В условиях растущей неопределенности банки сокращают выдачу кредитов со сроком свыше года. Таким образом, задача по обеспечению финансирования нового инвестиционного цикла может стать еще более «твердым орешком» для Нацбанка, чем снижение инфляции.

Санкции: мобилизуют или все же мешают?

Затрудняет развитие белорусской экономики и воздействие западных санкций. Усложняется логистика, меняется структура сбыта, удлиняется время выполнения отдельных операций. Все это приводит к потерям в выручке и увеличению накладных расходов. Усиление санкционного давления отмечают не только предприятия реального сектора экономики, но и Нацбанк. Сужаются возможности рефинансирования текущих и будущих обязательств перед банками-нерезидентами, переводы из Беларуси стали направляться на длительный комплаенс-контроль, а некоторые банки-нерезиденты начали отказываться от участия в цепочках по переводу платежей.

Что же касается влияния санкций на работу отдельных предприятий, здесь сложно дать какую-то однозначную оценку. С одной стороны, те усилия и организационные маневры, которые предпринимают компании для нейтрализации санкционного воздействия, говорят о том, что работать стало сложнее. С другой – руководители организаций стараются показать, что санкции не оказали заметного влияния на работу организаций.

Сделать это не­сложно на фоне низкой базы прошлого года. Например, председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков отмечает, что все пять санкционных волн коснулись в т.ч. и организаций «Белнефтехима». При этом, подчеркивает руководитель, прошлый год концерн закончил с достойными показателями. 

«Объем производства выше показателей прошлого года, по темпам роста экспорта также есть значительное увеличение, поэтому в 2022 год мы входим с хорошими результатами и заделами и рассчитываем, что этот год у нас будет еще лучше, чем предыдущий».

Однако справедливости ради отметим, что не последнюю роль в росте отдельных показателей сыграла низкая база 2020 г. Напомним, что в тот год Беларусь столкнулась с резким сокращением поставок российской нефти и вынуждена была приобретать сырье из альтернативных источников и чаще всего по более высокой цене.

В декабре 2021 г. заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой сообщал о планируемом объеме переработки нефти в размере 12,5 млн т в качестве консервативного сценария и 16–17 млн т в качестве целевого. В январе 2022 г. стало известно, что основной поставщик нефти на белорусские НПЗ – ПАО «Транснефть» – планирует поставить в 2022 г. только 10,7 млн т против 13,3 млн т в 2021 г. Как это отразится на планах концерна и какие предприятия поставят недостающий объем – пока неизвестно.

Таким образом, фактор санкций, несмотря на некоторый мобилизующий эффект, однозначно является отрицательным аспектом, который негативно влияет на развитие ключевых отраслей белорусской экономики и является еще одним источником неопределенности в отношении оценки ее перспектив. Однако выбирать не приходится: для Беларуси санкции являются данностью, тем более что прогресса в отношениях с Западом пока не отмечается.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений