Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проекты
17.06.2019 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Евроопт спорит с МАРТ: Нам что, людей увольнять?

Фото: Alexandru Tugui

Кто заплатит за последствия разрушительного бизнеса талантливых людей? Таким вопросом задавались на заседании общественно-консультативного совета (ОКС) МАРТ, рассматривая проект Указа «О противодействии монополизации в области торговли». Несмотря на то, что он был принят абсолютным большинством, многие уверены, что документ еще встретит лоббистское сопротивление.

Ведомство разрабатывало проект Указа «О противодействии монополизации в области торговли» , создав специальную рабочую группу (Подробнее о документе см. «МАРТ против торговых сетей, но за малый бизнес»). Вся работа по его подготовке велась публично. Заседание не было также исключением – кроме членов ОКС, на нем присутствовали представители организаций розничной торговли, компании «Евроторг» и СМИ.

 

Зачем регулировать монополистов

Первый заместитель министра МАРТ Артур Карпович пояснил, что необходимость Указа вызвана инициативой бизнес-сообществ, обратившихся в ведомство с предложением о формировании нормативно-правового акта о дополнительном госрегулировании деятельности крупнейших торговых сетей в Беларуси. По мнению авторов обращения, принятие такого акта «должно позволить вернуть обоснованную общегосударственными стратегическими интересами долю малого и среднего бизнеса, предпринимательства в розничном товарообороте страны». По оценкам бизнес-сообществ, она должна составлять не менее 50%.

Сейчас доля сетевых магазинов в общем количестве магазинов составляет в стране более 60 %, а в торговой площади – почти 80%. За последние 4 года количество сетевых магазинов увеличилось почти в три раза, и составило более 30 тысяч магазинов из порядка всего 49000, привел данные А. Карпович. Государство предоставило возможность развиваться сетевым организациям, занимающим долю свыше 20%, на определенных территориях, а в сельской местности – без ограничений.

«Взаимоотношения производителей потребительских товаров и торговли всегда отражаются на покупателе. И этот вопрос требует со стороны государства постоянного внимания, установления и корректировки правил игры, контроля за их исполнением», – отметил А. Карпович.

Действие доминирующих торговых сетей может стать одним из негативных факторов влияния на экономику в целом. Если производство внутри страны снижается, больше завозится импортных товаров, это отражается и на ВВП.

 

Ответственности не предусмотрено

И все же, какую угрозу несут доминирующие торговые сети и так ли необходим регулирующий документ?

«Имеющаяся правоприменительная практика МАРТ в сфере регулирования потребительской торговли позволяет сделать вывод о недостаточности действия применяемых мер. В сфере антимонопольных расследования МАРТ находится 7 обращений о нарушении антимонопольных норм.

Но в законодательстве для таких нарушений пока отсутствует административная ответственность. Это сводит к нулю все практическую реализацию расследований.

Кроме того, опережающее развитие и охват все большей доли рынка крупными торговыми сетями приводит к негативным результатам – это сокращение доли малого и среднего бизнеса, создание невыгодных условий и ущемление интересов поставщиков товаров. Монопольное положение торговых сетей обуславливает неравенство участников договорных отношений. В случае отказа поставщика от заключения договора на предложенных торговой сетью условиях у него возрастает риск значительного снижения оборота товаров, что в конечном счете, может привести к устранению его с рынка вплоть до закрытия», говорит Артур Карпович.

 

Акт против «Евроопта» или новые правила игры?

Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец привел свои доводы в пользу Указа:

«В проекте прописан запрет на побуждение поставщиков работать на невыгодных условиях и т.д. По всем этим вопросам к нам поступали жалобы, и они были примерно схожи. Возникла необходимость в регулировании.

Сегодня единственная торговая сеть занимает большую долю, а все остальные сети в несколько раз меньше. Эта сеть (компании ООО «Евроторг» - прим. ред.) имеет специфическое положение. Но ее доля не превышает 35%. Поэтому однозначно признать доминирующее положение мы не можем.

Мы предложили, что доля в 15% для торговых организаций, (так как есть специфика в части влияния на поставщика, на покупателя, на других субъектов розничной торговли) будет являться однозначным доминирующим положением».

В МАРТе не скрывают, что Указом вводятся ограничения для определенной торговой сети. Но не исключено (хоть и маловероятно), что при жесткой маркетинговой и инвестиционной политике эту долю сможет занять и другой субъект. И все же ключевое в документе– это установка правил игры на рынке. Они должны быть открыты и прозрачны как для доминирующей компании, так и для всех субъектов хозяйствования.

Иван Вежновец подчеркнул, что прописанные в проекте Указа ограничения, в том числе по рекламе, которые уже взволновали участников рынка, касаются только субъектов, занимающих доминирующее положение.

 

За и против ограничений

Проект был поддержан на заседании большинством голосов. И многие не скрывали своей радости, говоря о том, что это наконец даст возможность «задышать» малому и среднему бизнесу. Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов заявил, что уже стоит вопрос о выживаемости государства.

«Из-за того, что кто-то построил 500 магазинов за четыре года, сегодня мы черпаем разрушительные результаты. Регулирования просто нет.

Получилось, что производственный бизнес сегодня остался без рынков сбыта. Малый бизнес в крупные сети не попадает.

О том, что есть проблемы с крупными сетями, говорят давно. И просят о выравнивании условий хозяйствования. Мы поддерживаем инициативу МАРТа, это шаг к добросовестной конкуренции, и благодарны ему за мужество».

Говорили и о том, что компания «Евроторг» – это яркий образец жесткого маркетинга. Здесь смогли выстроить эффективный бизнес. И нужно стремится к тому, чтобы не нанести деятельности существенного вреда.

 

«Евроопт» в обиде

Генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков представил свою позицию. Он считает, что проект Указа нарушает конкурентную и деловую среду. В создании документа не было необходимости, ведь все регулирование торговли было уже определено.

«Указ касается только одной компании – нашей. Сегодня сетевые компании, следующие после нас, занимают долю рынка в 3,7 и 3,8 %. Долю в 15 % они смогут занять в течение последующих 10 лет. Никогда у Евроторга с самых первых дней не было каких-то льготных условий, которые бы нам создавала власть, или кто еще. Мы просто эффективно работали», – говорит А.Зубков.

Самый большой урон работе компании, по мнению г-на Зубкова, может нанести пункт 1.3. Указа, говорящий о запрете на использование бонусов.

«Бонусы за объемы, за логистику являются рабочим инструментом в сделках между торговыми сетями. Зачем вы лишаете нас возможности использовать этот инструмент, который нужен и поставщикам, и торговым сетям? Какую цель ставит инициатор?

Мы занимаем 19 % рынка страны – вы хотите ввести в турбулентное состояние 19 % рынка страны? В свое время правительство участвовало в стабилизации работы «Евроторга», это известный факт.

Так что, создадим своими руками еще один кризис для нас? Но это будет кризис не для «Евроторга», а для страны.

Давайте остановим тысячу магазинов. Только из-за призрачного представления, что мы что-то отрегулируем. Но это просто ухудшит эффективность и убьет компанию», заявил гендиректор ООО «Евроторг».

В ответ Иван Вежновец зачитал пункт 1.3, пояснив, что использование бонусов не запрещено. Запрещено лишь их навязывание.

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец высказал позицию, сформировавшуюся в бизнес-союзах:

«Для страны выгодно иметь сбалансированные сети, конкурирующие друг с другом. Сегодня выйти на уровень «Евроторга», соответствовать их рыночной силе, практически невозможно. Руководитель «Евроторга» заявил, что они слишком большие, чтобы их «трогать».

Но зачем нам выращивать и концентрировать талантливых людей только в одной сфере? Честь и хвала этой компании, они молодцы, что построили яркий бизнес. Но интересы государства и в конечном итоге, каждого налогоплательщика, говорят о том, что риски формируются чрезвычайно большие. И мы должны их уменьшить».

 

Андрей Зубков дал блиц-интервью корреспонденту «ЭГ»:

- Как вы оцениваете убытки, которые компания может получить из-за действия Указа?

- Сложно прогнозировать. Невозможность использования рыночных, рекламных механизмов однозначно будут влиять на нашу эффективность. Поскольку рентабельность по части прибыли не такая большая, и запас прочности не такой большой, мы считаем, что это несет риски для компании.

- Как ограничения по рекламе могут повлиять на деятельность компании, о которой знает, без преувеличения, вся страна?

- Рекламные мероприятия поддерживают трафик наших магазинов. Падение трафика на 5-10% снизит товарооборот. А снижение товарооборота на 5-10% это уже действительно угроза для бизнеса. Нужно будет решать эту проблему, как-то подстраиваться. А как подстраиваться? Это махина, где работает 40 тысяч человек. Нам что, людей увольнять? Тогда мы получим другой эффект. То есть это не так просто все.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений