Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МАРТ против торговых сетей, но за малый бизнес

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) представило широкой общественности проект указа «О противодействии монополизации в области торговли» (далее – проект). Целью его подготовки названы выработка дополнительных мер по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также создание новых условий для развития конкуренции в сфере розничной торговли продовольственными товарами, о которых в дальнейшем мы и будем вести речь.

В обосновании к проекту также говорится, что в регулировании «доминирующих» торговых сетей есть очевидные проблемы. При этом в условиях открытой экономики в рамках ЕАЭС необходимы меры по защите интересов малого и среднего бизнеса (МСБ) в сфере розничной торговли, по сохранению доли отечественных товаров в розничном товарообороте и по усилению защиты интересов белорусских производителей. Также отмечено, что специфика деятельности торговых сетей и их все возрастающая «рыночная мощь» не только в области розничной торговли, но и в связанных с ней сферах (реклама и т.п.) требуют новых инструментов регулирования.

 

Суть претензий к торговым сетям

По мнению МАРТ, существующих мер по регулированию розничной торговли в настоящее время уже не хватает: субъект торговли, имеющий рыночную долю более 20% в границах одной или нескольких административно-территориальных единиц, может существенным образом влиять и на уровень конкуренции в «роз­ничном» секторе всей страны, а также диктовать невыгодные условия работы поставщикам продовольственных товаров.

На основе анализа имеющейся прак­тики МАРТ делает следующие, достаточно нелицеприятные, выводы:

1) крупные торговые сети быстро развиваются и захватывают все большую часть рынка, что приводит к сокращению доли МСБ в розничной торговле и ущемлению интересов поставщиков товаров;

2) баланс так называемой «рыночной силы» в торговле продовольственными товарами все время сдвигается от производителей товаров в сторону торговых сетей. Их «монопольное» положение ставит поставщиков товаров в явно неравные условия при заключении договоров, которые просто вынуждены соглашаться на условия ретейла, чтобы вообще не потерять возможности реализации своих товаров;

3) торговые сети проводят весьма жесткую ассортиментную политику, что приводит к «вымыванию» продукции местных производителей, особенно относящихся к МСБ;

4) требования, которые выдвигаются со стороны торговых сетей по­ставщикам, оказывают существенное влияние на формирование по­следними отпускных цен. Им приходится включать в них свои дополнительные затраты на дополнительные выплаты, например, за оказание мар­кетинговых услуг и т.п.

При этом МАРТ отмечает и очевидные трудности по доказательству фактов навязывания торговыми сетями невыгодных производителям условий: чаще всего оно осуществляется в устной форме, а обращение за защитой своих интересов «куда положено» может просто лишить поставщиков права «попасть на полку».

 

Что предлагает МАРТ

Самое нашумевшее предложение МАРТ, включенное в проект, это, несомненно, снижение доли в розничном товарообороте, когда торговая сеть будет признаваться занимающей доминирующее положение, и у нее появляются дополнительные обязательства, с 20 до 15%.

Но это далеко не все. Кроме этого, и обязанности самостоятельно рас­считывать «рыночную долю» по данным официальной статистики и своевременно сообщать ее в МАРТ, предполагается обязать «доминирующие» субъекты торговли размещать на своих сайтах:

правила собственной торговой практики, согласованные с МАРТ. Естественно, вводится и требование обеспечивать соблюдение этих правил;

перечень аффилированных лиц, с которыми заключен договор на поставку товаров.

Последнее требование является беспрецедентным для Беларуси, и оно позволит выявить факты недобросовестной конкуренции, когда субъект торговли либо сам одновременно является и производителем продовольственных товаров, реализуя их по более низким ценам, чем у конкурентов, либо совершает такие действия в отношении «своих» по­ставщиков.

Кроме того, в проекте для «доминирующих» субъектов торговли при заключении и (или) исполнении договоров поставки продовольственных товаров, а также взаимосвязанных сделок, предусмотрен прямой запрет:

– навязывать обязательства по­ставщика (производителя) товаров, который осуществляет поставки в торговые сети или крупные магазины по участию в скидках, акциях, оказанию услуги по продвижению товаров;

– устанавливать возможность рас­торжения договора поставки в одно­стороннем порядке без каких-либо обоснованных причин;

– устанавливать обязательства по­ставщика по возмещению затрат, не связанных с исполнением договора, и по выплате каких-либо поощрительных платежей (бонусов, премий).

Если же сделка, в которой эти за­преты нарушаются, все же будет заключена, ее предполагается при­знавать юридически ничтожной.

В свою очередь, в проекте предлагается обязать и поставщика товаров, осуществляющего поставку «доминирующему» субъекту торговли или его аффилированному лицу, до заключения договора поставки раз­работать и разместить на своем сайте или бесплатно предоставить субъекту торговли порядок выплаты поощрительных платежей (бонусов, премий), иных подобных платежей и предоставления скидок при по­ставке товаров и в дальнейшем действовать в строгом соответствии с этим порядком.

Проект также требует от каждого «доминирующего» субъекта торговли разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров на основании перечня товаров, установленного МАРТ, увеличив не менее, чем на 10%, количество разновидностей товаров (с учетом округления, но не менее единицы) по каждой группе и (или) виду товаров.

 

Ограничения на рекламные игры

Проектом также предполагается ввести определенные ограничения на осуществление рекламной деятельности «доминирующими» субъектами торговли, в основном касающиеся рекламных игр. Предполагается, что им разрешат:

проводить рекламную игру с призовым фондом в размере от 2000 БВ до 4000 БВ не более одного раза в течение календарного года, продолжительностью не более одного месяца. Подарочный (призовой) фонд проводимого рекламного мероприятия, в т.ч. призовой фонд рекламной игры в размере, превышающем 4000 БВ, планируется запретить;

– включать в призовой фонд товары (работы, услуги), подарочные сертификаты на товары (работы, услуги) или иные подобные документы, а также денежные средства в размере суммы подоходного налога, подлежащего уплате ее победителями;

формировать призовой фонд любой рекламной игры с долей товаров (работ, услуг) отечественного производства не менее 80% от стоимости товаров (работ, услуг), входящих в призовой фонд.

Организатором рекламной игры или иного рекламного мероприятия, проводимого в целях стимулирования реализации товаров, сможет быть лишь сам субъект торговли, реализующий эти товары. Иными словами, привлекать для их проведения рекламные агентства или иных лиц будет запрещено.

 

Новые штрафы для торговых сетей

Проектом предполагается ввести дополнительную ответственность за нарушения в сфере розничной тор­говли. За нарушение нормы о расчете доли на розничном рынке и предоставлении данных в МАРТ предусмотрен штраф в размере до 500 БВ (на сегодня это 12 750 руб.). А несоблюдение порядка вы­платы поощрительных платежей (бонусов, премий), иных подобных платежей и предоставления скидок при поставке товаров хотят наказывать штрафом до 100 БВ (сейчас – 2550 руб.).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений