«Электромобильное» будущее начинается сейчас
Власти хотят, чтобы Беларусь стала одной из развитых электромобильных стран. Тогда и многие экологические проблемы решились бы сами собой, и не болела бы голова о том, куда девать излишки электроэнергии, которые неминуемо появятся после ввода в эксплуатацию БелАЭС.
Доказательством этому служит Указ Президента от 10.07.2018 № 273 «О стимулировании использования электромобилей», вступающий в силу с 14 октября 2018 г.
По сути, в нем идет речь о стимулировании создания инфраструктуры для этого вида транспорта. Действительно, если ваш «железно-электрический конь» сможет «кормиться» только дома или будет вынужден выстаивать очереди для подзарядки, ни о каком развитии электромобильного рынка говорить не придется. Устройств для зарядки аккумуляторов (далее – электрозаправки) в стране должно быть не много, а очень много. Они должны быть «понатыканы» буквально на каждом углу и, что называется, резать глаз – только тогда у владельцев традиционного автотранспорта начнут возникать мысли о смене «любимца».
Для достижения этой цели в Указе № 273 предусмотрено несколько мер.
Первое. Освобождение от НДС электрозаправок, ввозимых субъектами хозяйствования на территорию Беларуси. Естественно, применение данной льготы оговорено несколькими условиями: 1) «льготные» электрозаправки в течение всего срока их службы можно будет использовать только на территории нашей страны; 2) при нецелевом использовании НДС придется уплатить самостоятельно либо он будет взыскан принудительно.
Основанием для освобождения станет представление в таможенный (налоговый) орган заключения Минпрома, подтверждающего отсутствие производства подобных устройств в Беларуси.
Второе. Местным властям «рекомендовано» разрешать установку электрозаправок на землях общего пользования без предоставления земельного участка с учетом программы создания государственной сети для зарядки электромобилей (далее – сеть электрозаправок), которую должно разработать Правительство.
Третье. Землепользователям (любым!) дается право использовать свои земельные участки одновременно и по целевому назначению, и для установки электрозаправок. Они также смогут сдавать в аренду размещенные на их участках строения (их части) для установки электрозаправок, не меняя целевое назначение участков.
А привлечь покупателей должны: во-первых, низкие тарифы на электроэнергию для подзарядки электромобилей, которые уже действуют с 1 мая т.г. (0,15693 BYN за 1 кВт·ч) и сопоставимы с «полным» тарифом для населения; во-вторых, освобождение электромобилей от госпошлины за выдачу разрешения на допуск к дорожному движению.
Госоператором, которому поручено развивать сеть электрозаправок, ожидаемо стало ПО «Белоруснефть», обладающее наибольшим числом АЗС в стране. Оно уже успело пообещать увеличить эту сеть с 18 имеющихся до 100 к концу 2018 г. (более 40 из них будет установлено в Минске).
Комментарий «ЭГ». Электромобили – это хорошо, и с экономической, и с экологической, и даже с бытовой точек зрения. С этим согласится любой, кто хоть раз просыпался утром не от пения птиц и не от резкого сигнала будильника, а от громкого тарахтения старенького «Фольксвагена» соседа по подъезду, глушитель которого он никак не соберется заменить…