$

2.0508 руб.

2.3366 руб.

Р (100)

3.0610 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

-0.20%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

236.98 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Транспорт

«Электромобильное» будущее начинается сейчас

17.07.2018

Власти хотят, чтобы Беларусь стала одной из развитых электромобильных стран. Тогда и многие экологические проблемы решились бы сами собой, и не болела бы голова о том, куда девать излишки электроэнергии, которые неминуемо появятся после ввода в эксплуатацию БелАЭС.

Доказательством этому служит Указ Президента от 10.07.2018 № 273 «О стимулировании использования элек­тро­мобилей», вступающий в силу с 14 октября 2018 г.

По сути, в нем идет речь о стимулировании создания инфраструктуры для этого вида транспорта. Действительно, если ваш «железно-электрический конь» сможет «кор­миться» только дома или будет вынужден выстаивать очереди для подзарядки, ни о каком развитии электромобильного рынка говорить не придется. Устройств для зарядки аккумуляторов (далее – электрозаправки) в стране должно быть не много, а очень много. Они должны быть «понатыканы» буквально на каждом углу и, что называется, резать глаз – только тогда у владельцев традиционного автотранспорта начнут возникать мысли о смене «любимца».

Для достижения этой цели в Указе № 273 предусмотрено несколько мер.

Первое. Освобождение от НДС электрозаправок, ввозимых субъектами хозяйствования на территорию Беларуси. Естественно, применение дан­ной льготы оговорено несколькими условиями: 1) «льготные» электрозаправки в течение всего срока их службы можно будет использовать только на территории нашей страны; 2) при нецелевом использовании НДС придется уплатить самостоятельно либо он будет взыскан принудительно.

Основанием для освобождения станет представление в таможенный (налоговый) орган заключения Минпрома, под­тверждающего отсутствие производства подобных ус­тройств в Беларуси.

Второе. Местным влас­тям «рекомендовано» раз­решать установку электрозаправок на землях общего пользования без предоставления земельного участка с учетом про­граммы создания государст­венной сети для зарядки электромобилей (далее – сеть электрозаправок), которую дол­жно разработать Правительство.

Третье. Землепользователям (любым!) дается право использовать свои земельные участки одновременно и по целевому назначению, и для установки электрозаправок. Они также смогут сдавать в аренду размещенные на их участках строения (их части) для установки электрозаправок, не меняя целевое назначение участ­ков.

А привлечь покупателей должны: во-первых, низкие тарифы на электроэнергию для подзарядки электромобилей, которые уже действуют с 1 мая т.г. (0,15693 BYN за 1 кВт·ч) и сопоставимы с «полным» тарифом для населения; во-вторых, освобождение электромобилей от госпошлины за выдачу разрешения на допуск к дорожному движению.

Госоператором, которому поручено развивать сеть электро­заправок, ожидаемо стало ПО «Белоруснефть», обладающее наибольшим числом АЗС в стране. Оно уже успело пообещать увеличить эту сеть с 18 имеющихся до 100 к концу 2018 г. (более 40 из них будет установлено в Минске).

Комментарий «ЭГ». Электромобили – это хорошо, и с экономической, и с экологической, и даже с бытовой точек зрения. С этим согласится любой, кто хоть раз просыпался утром не от пения птиц и не от резкого сигнала будильника, а от громкого тарахтения старенького «Фольксвагена» соседа по подъезду, глушитель которого он никак не соберется заменить…

Автор публикации: Отдел информации «ЭГ»