Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕЭК: единый финансовый рынок заработает не раньше 2025 года

Фото: freepik.com

Формирование единого финансового рынка – одно из основных направлений белорусско-российского сотрудничества, заложенных в интеграционные программы 2019 г. Однако до настоящего времени практическая реализация достигнутых договоренностей оставляет желать лучшего. Тем не менее, в ЕЭК позитивно оценивают результаты проделанной работы и надеются воплотить концепцию в жизнь в соответствии с намеченным планом.

Гармонизация законодательства – дело небыстрое

Ия Малкина.jpg
           Ия Малкина

О том, как продвигается работа по созданию общего финансового рынка ЕАЭС, рассказала на брифинге официальный представитель ЕЭК Ия Малкина. Она напомнила, что в соответствии с разработанной ранее концепцией общий финансовый рынок ЕАЭС будет охватывать следующие секторы: банковский, рынка ценных бумаг, страховой, а также затронет совокупность отношений, регулирующих взаимодействие между этими секторами.

Сегодня основное внимание участников процесса сосредоточено на гармонизации национальных законодательств государств – членов ЕАЭС в финансовой сфере. Этот этап должен быть завершен не позднее 2025 г. После окончания подготовительной нормотворческой работы государства-участники создадут наднациональный орган по регулированию финансового рынка, который и продолжит реализацию концепции по всем обозначенным направлениям.

По словам официального представителя ЕЭК, в настоящее время на завершающем этапе находится работа над проектами соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах ЕАЭС и соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства ЕАЭС к участию в организованных торгах других государств союза.

Также ведется работа над проектом соглашения о стандартизированной лицензии в банковском и страховом секторах услуг в рамках ЕАЭС. Его цель – обеспечение взаимного признания стандартизированной лицензии на осуществление видов деятельности в банковском и страховом секторах услуг, выданной уполномоченным органом государства происхождения. Такое решение позволит банкам и страховым организациям осуществлять учреждение или приобретение юридического лица в форме дочерней организации банка либо страховой организации на территории государства пребывания по упрощенной процедуре.

Кроме того, в настоящее время на ратификации в парламентах стран-участниц находится соглашение о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй. Оно направлено на обеспечение равных условий для резидентов всех стран Союза при обращении за кредитными ресурсами в банки, которые находятся на территориях других государств-членов. Как отметила Ия Малкина, данное соглашение будет содействовать развитию трансграничного кредитования.

Помимо направлений, озвученных представителем ЕЭК, концепция общего финансового рынка ЕАЭС, утвержденная в 2019 г., включает развитие и других компонентов финансового сотрудничества: синхронизацию валютной политики, создание единого рынка услуг в области аудита, активизацию взаимных расчетов в национальных валютах.

Противоречий больше, чем хотелось бы

Международное сотрудничество странами ЕАЭС по направлению формирования единого финансового рынка осуществляется не только по линии ЕЭК, но и в форме сотрудничества отдельных органов и структур (совместная работа Минфинов, сотрудничество биржевых площадок и депозитариев). Практическая реализация дается нелегко прежде всего организациям-первопроходцам, которые хотят распространить свою деятельность на рынки соседних стран, не дожидаясь официальной «отмашки».

Ранее мы писали об инициативе профучастника белорусского рынка ценных бумаг ЗАО «Айгенис», зарегистрировавшего брокерскую компанию в России для организации торговли российскими ценными бумагами. Компания рассчитывала обеспечить выход на российский фондовый рынок и, более того, организовать обращение российских ценных бумаг на белорусской бирже, но столкнулась с рядом сложностей.

А в конце февраля 2023 г. стало известно, что Центробанк России отказал ЗАО «Айгенис» в организации торгов акциями Газпрома и Интер РАО на вторичном рынке БВФБ.

Cафроненко 1 (1) (1).jpg
       Олег Сафроненко

Как прокомментировал ситуацию основной владелец ЗАО «Айгенис» Олег Сафроненко, причиной для отказа стали отдельные Указы Президента РФ, налагающие запрет на отчуждение и приобретение нерезидентами из недружественных юрисдикций акций стратегических компаний согласно утвержденному списку. Ранее на аналогичном основании был прекращен доступ к биржевым торгам для белорусов, пользующихся услугой доверительного управления ЗАО «Альфа-Банк». Возможно, ЦБ РФ считает, что предоставление возможности приобретения российских ценных бумаг за пределами подконтрольных регулятору компаний создает риск приобретения акций стратегических компаний в обход введенных ограничений. Пока данная проблема не решена, говорить о формировании единого финансового рынка не имеет смысла.

Есть «грешок» и за белорусской стороной. По-прежнему нерешенной остается ситуация с российскими держателями евробондов, которые были погашены в конце февраля с зачислением выплаченных средств на спецсчета в белорусских рублях. Как мы уже писали, несмотря на регламентированную процедуру верификации, инвесторы из стран СНГ так и не смогли получить деньги, столкнувшись со сложностями при их идентификации в качестве держателей еврооблигаций. Известно, что Минфин РБ ведет переговоры с Национальным расчетным депозитарием РФ для получения ре­естра российских держателей, которые учтены в российском депозитарии, однако их результаты пока неизвестны.

Вышеуказанные примеры показывают, что, несмотря на довольно тесное сотрудничество наших стран по целому спектру экономических вопросов, формирование единого финансового рынка на текущем этапе сдерживается отдельными НПА и действующими процедурами. Россия и Беларусь по-прежнему квалифицируют граждан друг друга как нерезидентов, применяя высокие ставки налогообложения. Остается надеяться, что санкционный режим и финансовая отрезанность наших стран от западных рынков капитала будут содействовать интенсификации интеграционных процессов и в данном направлении.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений