Дробление бизнеса: правоприменительная практика
Искажение сведений о хозяйственных операциях, преследование цели неуплаты налогов, наличие нереальных операций влекут доначисление налогов и сборов.
Нарушения выявляются контролирующими органами в рамках выборочных и внеплановых проверок, а также в ходе применения последующего этапа камеральной проверки.
О том, какие действия и решения могут трактоваться как незаконная налоговая минимизация, рассказывает Наталья ЗВОРОНО, член правления, эксперт Ассоциации налогоплательщиков, советник адвокатского бюро «Горецкий и партнеры».
Законодательная база, регулирующая основания и порядок применения норм ст. 33 НК, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов, позволяющих квалифицировать действия плательщика как дробление бизнеса в целях искажения или минимизации своих налоговых обязательств, включает:
– п.п. 4, 5 и 6 ст. 33 НК;
– письмо Верховного Суда от 25.04.2019 № 14-22/2839 «Об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – разъяснение ВС);
– информацию о результатах проверок налоговых органов, размещенную в открытом доступе на официальном сайте МНС (баннер «Примеры корректировки налоговой базы, применяемой налоговыми органами»);
– судебную практику.
Основания для доначисления налогов
Согласно п. 4 ст. 33 НК субъекты хозяйствования должны выполнять следующие условия при осуществлении своей деятельности:
– не искажать сведения о хозяйственных операциях;
– не преследовать цель неуплаты налогов;
– хозяйственные операции должны быть реальные.
Чаще всего основаниями, применяемыми для доначисления налогов, сборов по п. 4 ст. 33 НК, являются:
–...