Доходы и расходы государства в 2020-м. Стали известны данные по бюджету следующего года

На прошлой неделе Министерство финансов представило проект бюджета страны на 2020 год, а депутат Анна Канопацкая опубликовала текст пояснительной записки к этому документу.
Доходы консолидированного бюджета на предстоящий год запланированы в размере 39,5 млрд руб., расходы – 40,9 млрд руб., республиканского – 24,425 и 25,420 млрд руб. соответственно. По сравнению с исполнением бюджета текущего года значительно выросли расходы бюджета (+9,2%), притом что доходы увеличились незначительно (+1,1%). Опережающий рост расходов привел к тому, что впервые с 2014 г. государственный бюджет может быть принят с превышением расходов над доходами. Давайте разберемся, почему же так получилось.
Исходные параметры бюджета
Пояснительная записка раскрывает данные, которые Минфин заложило в базовый сценарий экономического развития страны в предстоящем году. Это рост ВВП на уровне 101,9%, среднегодовой курс российского рубля к доллару США – 67,5 руб., курс белорусского рубля к доллару США – 2,2447 руб., цена на нефть марки URALS – 60 USD за баррель, ставка рефинансирования на уровне 9,5%, сохранение объема импорта нефти из РФ для переработки – 18 млн т.
Кроме того, в составе доходов бюджета учтены поступление экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов на сумму 1,069 млрд руб. и калийных удобрений по ставке 55 EUR за т и объемом реализации не менее 9,96 млн т на сумму 1,4 млрд руб.
Эксперты и журналисты сразу же обратили внимание на высокий курс доллара США, заложенный в бюджет, – многие расценили его как девальвационный сигнал от Минфина. Впоследствии министр М. Ермолович объяснил такой курс желанием спрогнозировать стрессовый сценарий.
В ситуации, когда валютные доходы страны значительно ниже, чем расходы, использование низкого курса может привести к тому, что дефицит бюджета выйдет за пределы прогнозируемого лимита. Поэтому высокий курс, заложенный в бюджет, следует воспринимать как предельное значение, при котором дефицит бюджета останется в установленных пределах.
То есть намерения опускать курс ни у кого нет.
Доходы бюджета под давлением
Сдерживающее влияние на доходы бюджета оказали неблагоприятные экономические факторы. В первую очередь это прекращение косвенной поддержки, которую нам оказывала Россия. Минфин оценило объем этой поддержки в 1,488 млрд руб., в т.ч. 537,2 млн руб. – потери от реализации «налогового маневра», 950,9 млн руб. – прекращение договоренностей с Россией в нефтегазовой сфере.
Еще 395,6 млн руб. дохода «выпало» из-за причин, не связанных с белорусско-российскими отношениями. В частности, 118,5 млн руб. бюджет потерял из-за отмены ограничения по вычету «входного» НДС в части импорта потребительских товаров, 226,5 млн руб. – из-за снижения с 2,5 до 2,0 повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов, 50,6 млн руб. – от снижения кадастровой стоимости земель общественно- деловой и производственной зон.
Нужно отдать должное правительству – даже столкнувшись с дефицитом бюджета, оно не отказалось от курса на ограничение налоговых источников формирования бюджета. Налоговая нагрузка, предусмотренная проектом бюджета, прогнозируется на уровне прошлого года – 24,3% к ВВП. То есть введение новых налогов в 2020 г. не планируется.
Вырастут акцизы и фиксированные налоги
Чтобы поддержать уровень государственных доходов, Минфин предусмотрело ряд мер по наполнению государственного бюджета:
– сохранение увеличенных ставок акцизов на автомобильное топливо;
– увеличение ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки (+6%) и табачные изделия (+15%);
– стимулирование ввоза легковых автомобилей из третьих стран путем снижения в 2 раза таможенных платежей для инвалидов I–II групп и многодетных родителей;
– индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, на уровень инфляции (+5%). Повышение коснется акцизов на отдельные товары, доходов от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологический налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходный налог в фиксированных суммах.
Указанные выше меры позволили Минфину изыскать дополнительно 542,4 млн руб. для поддержки доходной части бюджета.
Основные расходы бюджета определяют социальные выплаты и трансферты регионам
Чтобы понять, какие из расходов бюджета увеличились больше всего, мы сравнили расходы республиканского бюджета 2020 г. с аналогичными расходами прошлого года.
Расходы на общегосударственную деятельность выросли на 2,147 млрд руб. (20,73%). Наибольшее увеличение пришлось на трансферты в пользу местных бюджетов (на 1,321 млрд руб., или 34,58% год к году) и ФСЗН (+673 млн руб., или 52,21%).
Больше других выросли такие статьи расходов, как обеспечение проведения выборов (+36,3 млн руб.), государственный материальный резерв (+32 млн руб.), фундаментальные научные исследования и прикладные исследования в области государственной деятельности (+35 млн руб.), резервные фонды, включая резервный фонд Президента (+37 млн руб.).
Существенно выросли расходы по группе жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – с 100 млн руб. до 502 млн руб.
Расходы на здравоохранение увеличились на 255 млн руб., или 25%, образование – 131 млн, или 13,5%.
Треть всех средств, предназначенных для развития экономики, уйдет на дотации
На развитие национальной экономики запланировано направить 3,532 млрд руб. (рост на 318 млн, или 9,89%). Традиционно большая часть этих средств будет направлена на развитие сельского хозяйства (642 млн руб.), промышленности, строительства (989 млрд руб.), улучшение дорог (976 млн руб.).
Объем государственной поддержки организациям реального сектора экономики в 2020 г. составит 441,6 млн руб. Еще 477,3 млн руб. из республиканского бюджета уйдет на компенсацию потерь банкам и лизинговым компаниям по кредитам, предоставленным в рамках поддержки экспорта.
На финансирование сельскохозяйственных организаций планируется направить 43,7 млн руб. И еще 206,7 млн руб. – на компенсацию процентных ставок по кредитам, выданным сельхозпредприятиям.
Таким образом, суммарный объем государственной поддержки субъектам хозяйствования (преимущественно государственным) составит 1,169 млрд руб. – 33% от всего объема средств, выделенного на развитие экономики.
Расходы на спорт и культуру сократились, на СМИ – выросли
Проект бюджета 2020 г. предусматривает сокращение расходов на поддержку физической культуры и спорта. Если в 2019 г. расходы данной категории составили 333 млн руб., в следующем году они предполагаются в объеме 202 млн руб., т.е. на 39,4% меньше.
Снизились и без того небольшие расходы на поддержку культуры. Проект бюджета предусматривает выделение на эти нужды 141 млн руб., что на 4% меньше, чем в прошлом году.
Зато увеличились расходы на поддержку государственных СМИ, которые составили 164 млн руб., что на 8,6% больше, чем в прошлом году. Львиная часть этих расходов (122 млн руб.) предназначена для Национальной государственной телерадиокомпании. Государственные печатные СМИ также получат из бюджета 7 млн руб. Часть расходов по поддержке государственных СМИ вообще отнесена к категории общегосударственных расходов: РУП «Белорусское телеграфное агентство» получит из бюджета 1,469 млн руб., ЗАО «Второй национальный канал» – 4,241 млн руб., ЗАО «Столичное телевидение» – 1,501 млн руб.
Внешний долг подрастет
Помимо дефицита государственного бюджета на сумму 995 млн руб., в следующем году нам предстоят платежи по погашению внешнего государственного долга на сумму 3,740 млрд руб., внутреннего долга – на сумму 2,236 млрд руб., по гарантиям, предоставленным правительством по займам предприятий, – на сумму 148 млн руб. Еще 7,058 млрд руб. планируется направить на предоставление бюджетных займов и ссуд. К сожалению, документы проекта бюджета не позволяют конкретизировать, какие государственные органы или предприятия и для каких целей получат этот огромный для белорусского бюджета объем средств.
Таким образом, чтобы профинансировать дефицит бюджета, выполнить обязательства по погашению государственного долга, а также получить средства для предоставления бюджетных займов, Беларуси нужна сумма, эквивалентная 14,177 млрд руб.
Откуда мы ее получим? Сумму, эквивалентную 8,803 млрд руб., планируется привлечь благодаря получению иностранных кредитов и размещению облигаций за рубежом, 1,347 млн руб. – за счет выпуска долговых ценных бумаг, предназначенных для внутреннего рынка.
1,194 млрд руб. будет использовано из остатка средств государственного бюджета, накопленных за предыдущие годы.
2,833 млрд руб. поступит в бюджет в качестве возврата ранее выданных займов и ссуд.
Несложно посчитать, что в результате реализации такого плана внешний долг вырастет на сумму, эквивалентную 5063 млрд руб., внутренний сократится на 889 млрд руб., чистый приток средств в виде бюджетных займов и ссуд составит 4,225 млрд руб.
Таким образом, главная причина роста внешнего долга не в дефиците республиканского бюджета, а росте объема бюджетных займов и ссуд, без которых белорусская экономика в текущем состоянии обойтись не может.
Единственная однозначно хорошая новость – уменьшение стоимости обслуживания государственного долга. В 2020 г. расходы этой категории сократятся на 19,5 млн руб. и составят 2,765 млрд руб. 80% этих денег пойдет на обслуживание внешнего государственного долга, остальное – на проценты по государственным облигациям внутреннего займа.