Добровольное исполнение налоговых обязательств
МНС проводится работа по созданию условий для добровольного исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов.
Превалирующей формой контрольной работы является камеральный контроль, который позволяет на основании анализа имеющейся в налоговых органах информации выявлять нарушения у плательщиков, уведомлять их об этом, предоставляя право плательщику до назначения проверки самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (п. 6 ст. 33 НК1).
Согласно Разъяснениям2 после исполнения налогового обязательства плательщик вправе ходатайствовать об освобождении от уплаты пеней в порядке, установленном Указом № 3403.
Для полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней заявителем составляется ходатайство, которое должно содержать:
– указание причин, побудивших заявителя подать ходатайство;
– обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и (или) уплаты пеней и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для РБ (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней;
– информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности, применении к ним иных мер воздействия;
– информацию об органе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, исполняющем постановление о наложении административного взыскания;
– просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней.
К ходатайству прилагаются:
– годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность заявителя за предыдущий год, а также промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (в случае ее составления);
– справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной Минэкономики;
– копия постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя (в случае обращения за освобождением от административного взыскания) и копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (в случае обжалования или опротестования такого постановления);
– копия решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со ст. 55 НК;
– копия приказа Минфина, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств (в случае обращения за освобождением от уплаты пеней, подлежащих взысканию этим органом);
– копия постановления о бесспорном взыскании недоимок и пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ (в случае обращения за освобождением от уплаты пеней, подлежащих взысканию, в указанный фонд).
В случае невозможности единовременной уплаты налогов (сборов), пеней, исчисленных (начисленных) в связи с представлением уточненных деклараций, плательщику может быть изменен срок их уплаты в форме:
– отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов (сборов), пеней (далее – отсрочка) – на срок не более одного года;
– рассрочки с поэтапной уплатой (ежемесячно или ежеквартально равными долями) сумм задолженности по налогам (сбор), пеням (далее – рассрочка) – на срок не более одного года;
– отсрочки с последующей рассрочкой – на срок не более двух лет.
Порядок принятия решений о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки регламентирован в гл. 5 НК.
1Налоговый кодекс (НК).
2Разъяснения МНС «О добровольном исполнении налоговых обязательств» (дата доступа 12.10.2023).
3Указ от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней».