Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Для иностранных инвесторов из «недружественных» стран могут ограничить вывод прибыли

Фото: freepik.com

Власти Беларуси продолжают выстраивать механизмы для применения ограничительных мер в отношении тех иностранных участников и собственников имущества белорусских компаний, которые связаны с «недружественными» странами. 16 сентября вступил в силу Указ от 13.09.2023 № 285 «О специальных счетах» (далее – Указ № 285), которым регламентирован порядок использования распределяемой прибыли и дивидендов, причитающихся иностранным инвесторам, в случае, если в отношении последних введены специальные ограничительные меры.

Вывод прибыли – только на спецсчета и лишь для внутреннего инвестирования

Указ № 285 определяет порядок открытия и функционирования специальных счетов, предназначенных для аккумулирования средств, образующихся при распределении прибыли и выплате дивидендов той категории иностранных участников и собственников имущества белорусских компаний с зарубежным капиталом, которая относится к лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Беларуси, ее граждан и организаций.

В части трактовки используемых терминов Указ № 285 ссылается на определения, содержащиеся в Законе от 12.07.2023 № 280-З «О применении специальных ограничительных мер», и, по сути, является логическим его продолжением, выстраивая механизмы реализации положений этого Закона.

Фактически заложенный в Указе № 285 механизм означает следующее: если в отношении какого-либо государства правительство введет контрсанкции в виде ограничений на совершение финансовых операций, то денежные средства, образовавшиеся при распределении прибыли и выплате дивидендов иностранным участникам и собственникам имущества, связанным с данным государством, должны направляться на спецсчета и могут быть использованы лишь на цели, разрешенные тем же Указом. При этом остальные участники и собственники имущества (при их наличии) смогут получить причитающиеся на их долю выплаты без каких-либо ограничений, поскольку указанные меры применяются в отношении иностранных государств и лиц, а не самих белорусских предприятий.

Справочно: согласно Закону № 280-З специальные ограничительные меры в отношении белорусских граждан и организаций вводиться не могут.

Указ № 285 четко регламентирует цели, на которые могут быть направлены средства, аккумулируемые на спецсчетах: все они подразумевают инвестирование полученной прибыли внутри Беларуси без каких-либо вариантов вывода денег за пределы страны. В перечень разрешенных целей включены:

– финансирование инвестиционных проектов, реализуемых на территории РБ;

– погашение задолженности по банковским кредитам, предоставленным по решению Президента РБ;

– приобретение государственных ценных бумаг, эмитированных специально для такого реинвестирования;

– размещение средств в безотзывные банковские вклады (депозиты) на срок не менее 1 года в банке, в котором открыт спецсчет.

Иные цели расходования средств со спецсчетов может определить белорусское правительство по согласованию с главой государства.

Также отметим, что указанный порядок не распространяется на белорусские банки – они смогут распределять прибыль в прежнем порядке.

Сначала продажа долей – теперь получение прибыли

Для более полного понимания происходящего следует вспомнить об иных мерах, принятых властями в ответ на санкции в отношении Беларуси. В частности, речь идет об Указе от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» и постановлении Совмина от 01.07.2022 № 436 «О перечне лиц». Первым актом был введен запрет на отчуждение долей (акций) в белорусских компаниях участниками (акционерами) из «недружественных» стран. Вторым определен перечень компаний, на иностранных участников которых распространяется этот запрет, – сейчас в списке почти 1800 юрлиц РБ.

После введения указанного запрета у участников и собственников имущества предприятий, попавших в перечень, формально оставалась возможность получения дивидендов. Но если в отношении стран, к которыми относятся инвесторы из перечня, применят обсуждаемые контрмеры, иностранные собственники будут не только лишены возможности распоряжаться принадлежащей им долей собственности, но и ограничены в получении дивидендов.

Безусловно, введение подобных ограничений несет в себе негативные последствия для инвестиционного имиджа страны, который кропотливо выстраивался последнее десятилетие. Инвесторов, которые рискнули и вложили деньги в белорусскую экономику, почему-то решили сделать ответственными за действия правительств их государств, вместо того чтобы и дальше стимулировать инвестиции в Беларусь независимо от страны происхождения капитала.

Не исключено, что принятие жестких и непопулярных решений обусловлено желанием органов власти упредить процесс возможного оттока капитала из страны, однако на пользу инвестиционному климату такие решения не идут. С другой стороны, иностранные инвестиции из государств, объявивших о санкционных ограничениях или присоединившихся к ним, и без того остаются низкими и имеют ненулевые значения только благодаря реинвестированию полученной ранее прибыли. Фактически теперь для осуществления безопасных инвестиций на первый план выходит не столько законодательство, защищающее права инвесторов, сколько документ, определяющий страну происхождения инвестора: если последний связан с государством, отнесенным к совершающим недружественные действия, никакие анонсированные ранее гарантии и инвестиционные договоры не защитят его от наложения вышеуказанных ограничений.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений