$

2.0458 руб.

2.2613 руб.

Р (100)

3.2083 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Торговля

Для бумажной упаковки установили «переходный период»

27.09.2019

Предприятия торговли оказались явно не готовы к принятию постановления МАРТ от 02.09.2019 № 72, которым внесены изменения в состав ассортиментных перечней товаров, предусматривающие обязательное наличие мешков (пакетов) из бумаги и одноразовой посуды и столовых приборов из бумаги (подробнее см. «ЭГ» от 20.09.2019 № 70 «Борьба с полиэтиленовой упаковкой началась»). Да и в самом министерстве, похоже, поняли, что несколько поторопились с введением этого документа в действие сразу после его официального опубликования.

Такой вывод можно сделать из сообщения Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), размещенного на его сайте, о проведении рабочей встречи по вопросу обеспечения потребительского рынка мешками (пакетами) из бумаги и одноразовой посудой и столовыми приборами из бумаги, включенными в ассортиментные перечни товаров. В ней приняли участие представители облисполкомов, Мин­горисполкома, Белкоопсоюза, НКО «Ассоциация розничных сетей», а также предприятия-производители и импортеры указанных товаров.

Во время обсуждения возникших проблем, связанных с временной нехваткой бумажных пакетов и одноразовой посуды в объектах торговли, представители МАРТ до­статочно неожиданно для присутствующих заявили, что мешки (пакеты) из бумаги и одноразовая посуда и столовые приборы из бумаги внесены в постановление № 72 как товар, реализуемый покупателям, и наличие мешков (пакетов) из бумаги фасовочных (как упаковочных материалов) не является требованием постановления № 72.

Кроме этого, было отмечено, что Законом от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании тор­говли и общественного питания в Республике Беларусь» предусмотрено право субъекта торговли самостоятельно определять ассортимент предлагаемых к продаже товаров, а затем включать их в ассортимент­ный перечень товаров для своего розничного торгового объекта, поэтому, если в торговом объекте вообще не продаются такие товары, как мешки и пакеты, то у субъекта тор­говли не возникает обязательств по реализации бумажных пакетов. Однако, на наш взгляд, это слабое утешение для тех, кто не может выполнить требования постановления № 72, поскольку сейчас вряд ли можно найти торговый объект, где пакеты вообще не продаются.

В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская уверила присутствующих в том, что вопросы экологии и защиты окружающей среды касаются всех жителей нашей страны без исключения. Это очень важная тема, и торговля, являясь социально ответственным бизнесом, будет исполнять решение, принятое МАРТ.

На встрече выступили и представители исполкомов, которые заявили, что вопрос принятия постановления № 72 в свое время обсуждался с торговлей, представители которой заявляли, что никаких проблем с применением этого документа у них возникнуть не должно. Однако, как оказалось, торговые объекты все-таки оказались не готовы к его появлению.

Всех успокоили производители и импортеры бумажных пакетов и одноразовой посуды, выразив уверенность в том, что они смогут обеспечить все потребности отечест­венной торговли в такой продукции, а также подчеркнули тот факт, что ее стоимость, несмотря на то что она достаточно высока по сравнению с полиэтиленовыми пакетами и плас­тиковой посудой, несомненно, будет снижаться с ростом объемов производства.

А чтобы облегчить торговым объектам поиск поставщиков, в самое ближайшее время на сайтах МАРТ, облисполкомов и Мингорисполкома будет размещен полный перечень производителей и импортеров бумажных пакетов и одноразовой посуды, к которым уже сейчас можно обратиться для заключения соответствующих договоров.

Подвела итоги встречи замминистра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович, которая, несомненно, обрадовала представителей торговли. Она пообещала, что МАРТ в течение ближайших двух месяцев будет проводить мониторинг исполнения постановления № 72 без применения штрафных санкций. Этот своеобразный переходный период дается для того, чтобы торговля успела обеспечить «неукоснительное ис­полнение данного постановления».

А для тех, кто собирается проигнорировать предупреждение МАРТ и проявленную министерством доб­рую волю, напомним, что, в соответствии со ст. 12.17 КоАП, несоблюдение правил торговли влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в раз­мере до 10 базовых величин (БВ), а повторное в течение одного года аналогичное нарушение – штраф от 10 до 30 БВ. Будем надеяться, что торговля воспримет эту информацию правильно, и через два месяца мы все-таки сможем требовать во всех магазинах не полиэтиленовые, а бумажные пакеты.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы