Демпинг в аудите
В связи с обсуждением законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и планируемым внесением изменений, в частности, в ст. 5 «Государственное регулирование аудиторской деятельности» данного законодательного акта хотелось бы обратить внимание на существующую проблему демпинга аудиторских услуг в связи с сокращением числа организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Наглядный пример такого демпинга – результаты выбора одним крупным белорусским экспортером исполнителя обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2017 год и консалтинговых услуг на 2018 год.
Согласно уведомлению о выборе победителя победителем процедуры оформления конкурентного листа является одна из аудиторских компаний, стоимость услуг которой составила:
– по проведению аудита – 1615,0 BYN;
– по оказанию консалтинговых услуг – бесплатно.
При этом заказчику услуг предоставлена отсрочка в их оплате продолжительностью в 180 календарных дней с момента подписания сторонами акта выполненных работ.
Следует отметить, что заказчик аудиторских и консалтинговых услуг является не только одним из крупнейших промышленных предприятий Беларуси, он, помимо выпуска продукции, оказывает широкий спектр услуг, таких как транспортно-экспедиционные, услуги транспортного цеха, цеха контрольно-измерительных приборов и автоматики, испытательного технического центра и т.д. Кроме того, предприятие располагает развитой социальной сферой, в которую входит оздоровительное учреждение, гостиничная служба, сельскохозяйственный цех, цех общественного питания, хозяйственный цех.
Провести аудит такого многопрофильного экспортоориентированного предприятия, осуществляющего различные виды деятельности, за 8 дней (если исходить из средней сложившейся на рынке аудита стоимости 1 человеко-дня, равной 180–200 BYN) просто нереально.
Если предположить, что аудит будет проводиться за большее количество дней, например, за 16, то стоимость 1 человеко-дня составит 100 BYN, что также вызывает вопросы, поскольку такая стоимость, как показывают наши расчеты, не покрывает расходы аудиторских организаций, связанные с осуществляемой ими аудиторской деятельностью.
Наша компания имела опыт аудита этого предприятия, и мы можем однозначно констатировать, что трудоемкость его аудита не может составлять менее 60 человеко-дней. Такая трудоемкость подтверждается и большинством участников процедуры закупки услуги на проведение аудита.
Очевидно, что победитель процедуры оформления конкурентного листа, заявив о возможности проведения аудита указанного предприятия за время в разы меньшее, чем у других участников процедуры закупки аудиторских услуг, не сможет провести аудит качественно и в объеме всех процедур, предусмотренных национальными правилами по аудиту, в частности, Правилом «Планирование аудита», определяющим перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности», и Правилом «Документирование аудита», утв. постановлением Минфина от 04.08.2000 № 81. При заявленной стоимости аудита и трудоемкости его проведения аудит, скорее всего, сведется в большей мере к формальной выдаче аудиторского заключения, что, возможно, вполне устраивает не только исполнителя аудиторских услуг, но и их заказчика.
Аналогичные ситуации имеют место и по другим закупкам. Так, например, победителем процедуры закупки услуг по аудиту одного из предприятий, связанных с нефтепродуктами, с заявленной стоимостью 2380 BYN и трудоемкостью 60 человеко-дней признана одна из аудиторских организаций. При этом расчетная стоимость 1 человеко-дня аудита, осуществляемого победителем, составляет менее 40 BYN (!), что также говорит о значительном демпинге стоимости выполнения аудита.
Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о насущной необходимости упорядочения процедур, связанных с закупкой аудиторских услуг. В качестве одной из мер по борьбе с демпингом могло бы стать принятие Положения о порядке организации и проведения процедуры закупки аудиторских услуг, предусматривающего, в частности, исключение из числа участников процедур закупки аудиторских компаний (аудиторов – индивидуальных предпринимателей) с минимальной заявленной стоимостью услуг.