$

2.5514 руб.

3.0284 руб.

Р (100)

3.3658 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Строительство

Дефекты качества. Способы и инструменты защиты прав участников строительных отношений

27.10.2020
Дефекты качества. Способы и инструменты защиты прав участников строительных отношений
Вячеслав Клепицкий

К строительным работам ненадлежащего качества относятся те, которые выполнены с нарушением требований нормативных правовых актов, а также утвержденной в установленном порядке проектной документации (п. 3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450)).

Какие виды дефектов существуют и как правильно заявить о выполнении работ ненадлежащего качества? Об этом шла речь на правовой конференции «LegalWeek. Строительная деятельность–2020».

Свои рекомендации предложили эксперты – представители юридической группы «Бюро 24»: управляющий партнер Вячеслав Клепицкий и адвокат, кандидат юридических наук Дмитрий Северин.

Суды ориентируют участников строительных отношений на то, что требования, предъявляемые к качеству строительных работ, устанавливаются как самим договором подряда, заключенным между заказчиком и подрядчиком, так и техническими нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами, а также утвержденной в установленном порядке проектной документацией.

 

Вижу дефект – устраняю его

Дмитрий Северин«Явные» недостатки – это недостатки, которые могут быть установлены при обычном способе приемки выполненных работ без специального оборудования и приспособлений.

К ним относятся, например, подтеки краски, несоответствующая форма изделия. В случае подписания заказчиком актов сдачи-приемки и справки о стоимости выполненных работ и затратах без замечаний и когда объект уже введен в эксплуатацию, заказчик, принявший без проверки эти работы, лишается права ссылаться на подобные недостатки (п. 3 ст. 673 ГК).

«Скрытые» недостатки – это недостатки строительных работ, обнаруженные после подписания сторонами акта сдачи-приемки, которые не могли быть выявлены в ходе приемке выполненных строительных работ  (п. 4 ст. 673 ГК). При выявлении таких недостатков в период гарантийного срока оформляется дефектный акт на гарантийный ремонт (п. 52 Правил № 1450).

Обратите внимание! Споры, связанные с качеством выполненных работ, а также о соответствии выполненных работ проектно-сметной документации, требованиям нормативно-технической документации, определением характера выявленных дефектов – явные или скрытые дефекты, решаются в т.ч. с обязательным назначением судебной строительно-технической экспертизы (п. 5 ст. 673 ГК). Заказчик может предъявлять требования по устранению «скрытых» недостатков в гарантийный срок.

Выполненные строительные работы ненадлежащего качества оплате не подлежат до устранения дефектов (п. 60 Правил № 1450).

 

Доказательства в акте

Строительные работы ненадлежащего качества могут быть обнаружены в ходе выполнения строительно-монтажных работ (СМР), при приемке объекта в эксплуатацию, а также после ввода объекта в эксплуатацию в период гарантийного срока.

Заказчик в течение 2 дней составляет в произвольной форме акт о строительных работах ненадлежащего качества (п. 47 Правил № 1450), в котором указывает недостатки, выявленные в процессе производства СМР.

В ходе выполнения работ в акте необходимо указать:

  • перечень строительных работ ненадлежащего качества;
  • сроки и способы устранения недостатков.

Настоящий акт направляется подрядчику, который обязан устранить замечания за свой счет в указанный в акте срок. Если меры по устранению замечаний не принимаются, заказчик вправе в установленном порядке приостановить выполнение строительных работ. После устранения дефектов сторонами в произвольной форме составляется акт, подтверждающий исправление результата строительных работ. Документ хранится заказчиком вместе с актами сдачи-приемки работ и представляется приемочной комиссии при приемке в эксплуатацию объекта (п. 65 Правил № 1450).

Расчет не производится до устранения дефектов. Выполненные работы ненадлежащего качества оплате не подлежат. Не оплачиваются до устранения дефектов и последующие технологически связанные с ними строительные работы (п. 60 Правил № 1450).

Недостатки, выявленные после ввода объекта в эксплуатацию, оформляются дефектным актом на гарантийный ремонт.

Документ составляется при выявлении строительных работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока по форме С-23, утвержденной Минстройархитектуры (п. 52 Правил № 1450).

Обратите внимание!  При составлении дефектных актов специалисты советуют всегда использовать фото- и видеофиксацию. Она помогает избежать многих спорных вопросов. Ведь есть дефекты, которые проявляются в определенный сезон.

Для участия в составлении акта, согласования срока и порядка устранения дефектов заказчик направляет подрядчику уведомление. Если работы были выполнены с участием субподрядных организаций, то необходимо присутствие представителя субподрядчика.

Для составления акта подрядчик направляет своего представителя не позднее 5 календарных дней с момента получения уведомления. В случае неявки подрядчика акт составляется заказчиком в одностороннем порядке, подписывается и направляется подрядчику для устранения недостатков работ ненадлежащего качества.

Обратите внимание! Гарантийный срок прерывается на период, пока объект не мог эксплуатироваться вследствие строительных работ ненадлежащего качества.

Справочно: минимальный гарантийный срок на строительные работы – 5 лет. Он может быть увеличен по соглашению сторон. Исключения: работы, связанные с текущим ремонтом. В этом случае гарантийный срок составляет 2 года.

 

  • Подробнее о действиях заказчика в связи с качеством выполненных работ можно узнать здесь.
  • О взыскании убытков за некачественно выполненные работы здесь.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Татьяна ГАРБАР


***