$

2.0891 руб.

2.3497 руб.

Р (100)

3.2754 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Транспорт

Чудо на белорусском авторынке. За счет чего растут продажи новых автомобилей?

29.03.2019
Чудо на белорусском авторынке. За счет чего растут продажи новых автомобилей?
Фото: freepik

Экономика Беларуси подросла совсем чуть-чуть, а продажи новых автомобилей только за январь увеличились в полтора раза. Что лежит в основе этого удивительного феномена? Почему мы не видим бурной радости по этому поводу у дилеров?

За первый месяц 2019 г. официальные автосалоны продали около 3500 новеньких авто. И пока спрос заметно не падает. Один из руководителей Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода шутит в своем блоге по этому поводу:

«Дух легкой паники уже царит в дилерских шоурумах».

Он прогнозирует замедление авторынка во втором квартале.

Рекордные продажи обусловлены невиданными скидками и отказом автодилеров от своей наценки. Маржинальность этого бизнеса стремится к нулю. А на фоне имеющихся складских запасов надо искать новые стимулы для расширения спроса.

Эксперты отмечают, что необычайно высокие темпы роста продаж новых автомобилей нынешней зимой напрямую связаны и с «эффектом низкой базы». Год назад рынок был в состоянии депрессии.

Варивода отмечает, что доходы населения уже 10 лет находятся примерно на одном уровне, а продажи новых машин за это время удвоились: выросли с 25 тыс. до 50 тыс. в год. Главным катализатором такого невероятного расширения спроса на протяжении последних нескольких лет являются комфортные для населения условия финансирования приобретения автомобилей, обеспеченные банками и лизинговыми ком­паниями.

За счет чего происходит стремительный рост выручки автодилеров? Кто получает от этого самую большую выгоду? И как долго может продолжаться увеличение продаж новых авто в Беларуси?

Топ-менеджер Белорусской автомобильной ассоциации отмечает, что, исходя из данных Национального статистического комитета РБ, есть все основания говорить о существенном сжатии совокупного спроса на ввозимые по всем каналам легковые автомобили. Это привело к спаду общего объема первичного импорта легковых машин с обычного для докризисной Беларуси уровня (более 100 тыс. единиц в год) до половины этого количества по итогам 2016 и 2017 гг.

Так что никакого чуда не произошло. Заметное сокращение доходов населения в пересчете на USD и EUR уменьшило спрос в разных сегментах авторынка в 2–4 раза за последние десять лет. А учитывать надо именно валютный эквивалент зарплаты. Ведь цены на легковые автомобили (даже произведенные в России) имеют жесткую привязку к одной из этих валют.

Сергей Варивода отмечает, что авторынок Беларуси, как члена Таможенного союза, оказался перераспределен в пользу новых автомобилей за счет мер тарифного и нетарифного регулирования. Официальные автодилеры выдавили с рынка «перекупов» и просто неорганизованный перегон машин физическими лицами из-за границы. По итогам 2018 г. официальные им­портеры уже третий год подряд одержали победу над «серыми» тор­говцами подержанными авто. В этот раз 60% импорта в количественном выражении пришлось на новые машины.

По данным Белстата, в 2018 г. белорусы пригнали из-за пределов Таможенного союза всего 6541 автомобиль (+26,9%). Это 7,5% общего импорта.

Официальная статистика не раз­деляет импорт новых и подержанных автомобилей из РФ. По оцен­кам Сергея Вариводы и с учетом данных БАА, ввоз из России «бэуш­ных» легковых машин составил еще почти 30 тыс. штук.

Рынок в целом вырос до объема 86 896 штук (+ 58,3 % к уровню 2017 г.).

Сергей Варивода считает, что совокупный рынок Беларуси по-­прежнему ниже возможного потенциала, и продажи продолжат восстанавливаться после множественных спадов предыдущих лет. А вот выручка официальных автодилеров едва ли будет расти опережающими темпами. Еще раз обогнать рынок у них в ближайшее время вряд ли выйдет.

Ввоз автомобилей из-за пределов Таможенного союза уже минимален, его сокращать просто некуда. Теоретически можно «хитрыми» мерами ограничить ввоз легковых машин из России. Но на практике нам сейчас совсем не нужен новый кон­фликт с восточной соседкой.

Варивода считает, что промышленная, тарифная, регуляторная политика на авторынке государств Таможенного союза за последние годы привела к его перераспределению в пользу автомобилей, собранных в странах ТС, в то время как позиции чистых импортеров стремительно падают.

Именно местные автопроизводители, прежде всего российские, стали главными выгодополучателями от стремительного роста рынка в по­следние годы. Но и ими потенциал роста практически исчерпан.

Причин ожидать падения и стагнации на белорусском авторынке нет. Макроэкономическая ситуация далеко не самая плохая. Расширение или хотя бы сохранение нынешнего уровня спроса обеспечить реально. Но, чтобы вдохнуть жизнь в пока еще очень шаткий и неуверенный спрос, нужны новые мощные финансовые стимулы. И обеспечить их можно прежде всего силами круп­нейших автопроизводителей и государственной поддержки кредитования и лизинга.

Автор публикации: Алексей МОРОЗОВ


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях