Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Судебная практика
17.05.2011 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧТОБЫ ТРЕТИЙ НЕ БЫЛ ЛИШНИМ

Выступая на 2-й практической конференции «Актуальные аспекты применения законодательства Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности», судья Хозяйственного суда г. Минска Татьяна Миколенко рассказала об особенностях исполнения договоров поставки и строительного подряда третьими лицами.

Выступая на 2-й практической конференции «Актуальные аспекты применения законодательства Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности», судья Хозяйственного суда г. Минска Татьяна Миколенко рассказала об особенностях исполнения договоров поставки и строительного подряда третьими лицами.

Одним из видов прекращения обязательства является его надлежащее исполнение, т.е. исполнение обязательства надлежащей стороной, надлежащим способом, в надлежащие сроки и месте. Сторонами здесь являются кредитор и должник. По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 289 ГК, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц). Однако ст. 294 ГК допускает возможность исполнения обязательства за должника третьим лицом. Для возникновения таких правоотношений необходимы юридические факты и прежде всего — договор между должником и кредитором (ст. 294 ГК). Исполнение обязательства третьим лицом должно быть возложено на него должником, если он обладает соответствующим правомочием. Оно может быть основано только на одном юридическом факте — обязанности третьего лица по отношению к должнику, т.е. между ними должен быть заключен некий договор, в силу которого третье лицо становится должником.

Чтобы обязательство могло исполняться третьим лицом, исходя из содержания ст. 294 ГК не должно быть законодательных ограничений, связанных с личностью должника. В договоре между последним и кредитором также не должно содержаться условий о том, что обязательство должно быть исполнено должником лично.

Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний необоснованно отказался от оплаты, либо не произвел ее в установленный договором срок, то поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя (п. 2 ст. 486 ГК). Если стороны договора поставки не установили ограничений в части исполнения обязательства третьим лицом, то оплата может быть возложена должником не на покупателя, а на третье лицо — получателя товара — плательщика. Надлежащее исполнение обязательства третьим лицом будет считаться надлежащим исполнением обязательства по договору покупателем. В случае неисполнения обязательства по оплате товара продавец товара не вправе заявлять какие-либо требования к плательщику, указанному в договоре. Данное лицо стороной договора не является, обязательств между кредитором и плательщиком нет. Поэтому если не заключается договор перевода долга, а просто указывается плательщик, право требования у поставщика товара возникнет только к стороне по сделке — покупателю товара, поясняет Т.Миколенко.

При поставке товара для государственных нужд, если оплата происходит через органы казначейства, те являются лишь источником финансирования, а не третьими лицами. Здесь не применимы нормы ст. 294 ГК. Покупатель (должник) не возлагает обязательство на казначейство. Правомочие последнего произвести платеж определяется законом, а не гражданско-правовым обязательством между казначейством и должником из-за отсутствия такового.

Сложнее ситуация с договорами строительного подряда. Здесь подрядчик (должник) не может возложить обязанность по исполнению обязательства выполнить работу на третье лицо. Работа должна быть фактически выполнена, а ее результаты — сданы заказчику и оформлены соответствующим актом, без чего она не считается выполненной. Обязанным лицом по сдаче результата выполненной работы перед заказчиком всегда является подрядчик.

В силу положений ст. 660 ГК и п. 8 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила), если нет запрета в заключенном между подрядчиком и заказчиком договоре, разрешено выполнение порученной подрядчику работы с привлечением субподрядчика. Но выполнение им части работы не является правоотношением по возложению обязательства на третье лицо и не подпадает под действие ст. 294 ГК.

Между заказчиком и подрядчиком, а также между последним и субподрядчиком заключаются самостоятельные договоры. Во втором случае заказчиком по отношению к субподрядчику выступает подрядчик. Он принимает результат выполненной работы у субподрядчика, и, в свою очередь, сдает заказчику принятый от субподрядчика результат выполненной работы как собственный. При этом возникшие между заказчиком и подрядчиком, подрядчиком и субподрядчиком договорные отношения не пересекаются.

Для применения положений ст. 294 ГК в части возложения подрядчиком (кредитором) на заказчика (должника) обязательств по оплате выполненных субподрядчиком работ последнему необходимо исполнить требования п. 42 Правил. В нем указано, что расчеты за строительные работы, выполненные на основе договоров субподряда, осуществляются в порядке, предусмотренном для расчетов между заказчиком и генеральным подрядчиком. Договором субподряда может быть предусмотрено проведение расчетов с субподрядчиками как генподрядчиком, так и непосредственно заказчиком одновременно с расчетами между ним и генподрядчиком. В последнем случае к платежным документам, предъявленным заказчику генподрядчиком, должны быть приложены подробные сведения, согласованные с соответствующими субподрядчиками, об объемах выполненных ими строительных работ. Но и в данном случае право требования имеется только к генподрядчику.

Так что, чем больше субподрядчиков привлечет генподрядчик, тем больше ответственности он берет на себя перед заказчиком. Поэтому порой удобнее, чтобы заказчик напрямую привлекал исполнителей для проведения отдельных работ, чтобы те сами сдавали ему их результаты и отвечали за качество их выполнения.

Старший юрист ИООО «Сорайнен и партнеры» Мария Юрьева, выступая на конференции, обратила внимание участников, что кредитору зачастую безразлично, кто именно надлежащим образом исполнил обязательства: сам должник или третье лицо. Однако возложение исполнения обязательств на третье лицо предполагает одобрение этого шага кредитором либо должником. В перспективе, правда, возможно законодательное закрепление отсутствия необходимости в таком одобрении, но пока оно существует.

Институт исполнения обязательств третьим лицом имеет три основные составляющие: случаи возложения исполнения обязательства на третье лицо; случаи исполнения обязательства должника третьим лицом по собственному побуждению; случаи обязанности исполнения обязательства должника третьим лицом в силу нормативных актов.

Поэтому основаниями исполнения обязательств должника третьим лицом могут выступать: сделка, при которой это лицо является должником должника (например, договор перевода долга или уступка требования); наличие у должника права давать обязательные указания третьим лицам (например, отношения между материнской и дочерней компаниями); обязывающая норма законодательства (например, цессия обязательств в силу законодательства: п. 2 ст. 294 ГК); управомочивающая норма законодательства (ст. 189 Банковского кодекса).

Исполнение обязательств чаще всего имеет договорную природу, а не вытекает из законодательства. При этом вопрос о праве требования в отношении должника решается исходя из норм законодательства и условий договора: при их отсутствии право требования в отношении должника у третьего лица не возникает. Лишь в прямо установленных случаях третье лицо имеет право предъявить претензии непосредственно должнику, а не кредитору, предусмотревшему в договоре, что обязательство должно быть исполнено третьему лицу.

Применительно к договорам купли-продажи (поставки) специальных норм, посвященных исполнению обязательства третьим лицом, в ГК нет. Однако существует возможность отгрузки товара третьему лицу, имеющему право предъявления претензий в случае поставки товара ненадлежащего качества или некомплектного товара; предъявление требований поставщику лизингополучателем; возможность возложения обязательства по доставке товара покупателю на транспортную организацию; исполнение обязательств по оплате товара не покупателем, а банком на основании кредитного договора с покупателем. Ненадлежащее оформление этих отношений влечет для сторон существенные риски.

Привлечение третьего лица для исполнения обязательств потенциально грозит правовыми рисками как кредитору, так и должнику. С точки зрения финансового и валютного контроля, эти операции относятся к числу подозрительных и находятся в зоне особого внимания. При исполнении внешнеэкономических контрактов нужно помнить об ограничениях, установленных Указом Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» по вопросам неденежного прекращения обязательств и расчетов.

Поэтому сторонам правоотношения необходимо оценить правомерность принятия кредитором исполнения (она может быть предметом судебной оценки), заранее проверить факт возложения исполнения обязательства на третье лицо, а также наличие согласия должника на исполнение обязательства третьим лицом.

Чтобы минимизировать риски, связанные с особенностями исполнения обязательств третьими лицами, М.Юрьева предложила надлежащим образом оформлять платежные инструкции. В них нужно четко указывать все обязательства, являющиеся основанием для оплаты, а также стороны этих обязательств, учитывая ограничения, установленные законодательством. Небрежное оформление отношений, возникающих в связи с возложением исполнения на третьих лиц, может повлечь существенные негативные последствия для сторон. Избежать их можно путем направления кредитору письма с подробным и точным указанием на возлагаемое обязательство, точным наименованием третьего лица, юридического факта, из которого возникло обязательство, и др.

Записала
Татьяна АБРАМОВИЧ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений