Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеграция, глобализация
24.08.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что показывает барометр интеграции?

Понятно, что проблемы интеграции на постсоветском пространстве находятся в центре внимания политиков, экономистов, ученых. Недавно в Совете Федерации РФ состоялась презентация исследования "Барометр интеграции". В его основу положены социологические опросы, которые в апреле-мае 2004г. провели три социологические службы - российский ВЦИОМ, Донецкий информационно-аналитический центр и белорусский центр "Новак"...

Понятно, что проблемы интеграции на постсоветском пространстве находятся в центре внимания политиков, экономистов, ученых. Недавно в Совете Федерации РФ состоялась презентация исследования "Барометр интеграции". В его основу положены социологические опросы, которые в апреле-мае 2004г. провели три социологические службы - российский ВЦИОМ, Донецкий информационно-аналитический центр и белорусский центр "Новак". По репрезентативной выборке в России было опрошено 1600 человек, в Беларуси - 1062, Украине - 2096 человек. Предполагалось выяснить отношение россиян, украинцев и белорусов  к социально-экономической ситуации в своих странах; к перспективе сотрудничества и интеграции трех государств; понять, как население оценивает  политические институты и в целом системы демократии. Аналогом проекта стал "Евробарометр"- исследование, которое на протяжении более 30 лет дважды в год проводится в странах Евросоюза. Какие же выводы делают по итогам исследования специалисты ВЦИОМ и российские аналитики? 

За годы независимости во всех трех государствах произошли существенные изменения. К сожалению, большинство респондентов оценивают свою жизнь скорее со знаком "минус". При этом среди россиян чуть больше тех, кто считает свое материальное положение хорошим или удовлетворительным по сравнению с жителями Украины и Беларуси, и соответственно меньше тех, кто частично или полностью не удовлетворен им. Во всех трех странах около 20% опрошенных в числе наиболее актуальных проблем назвали рост цен и инфляцию, а также безработицу. Последняя проблема особенно беспокоит украинцев и белорусов. Специфическими же проблемами являются согласно опросу преступность и терроризм (россияне отмечали их в 34% и 15% случаев соответственно), пенсионная система и здравоохранение (Украина - 21% и 16%), а также жилье (20% в Беларуси).

Как показали опросы, перспективы сотрудничества оценены скорее со знаком "плюс". Подавляющее большинство считает, что для сближения трех народов есть основания, и только по 6% респондентов из России и Украины и 10% из Беларуси заявили, что никаких оснований для этого нет. Основными "точками соприкосновения" между нашими народами, по мнению опрошенных, являются общее историческое прошлое, родственные связи между жителями этих стран, совпадение экономических интересов (эти позиции  отметили от 22 до 42% респондентов). При этом если для России на первом месте стоит общее историческое прошлое, то в ответах жителей Беларуси и особенно Украины лидирует общность экономических интересов. "Второй план" сближения трех славянских народов составляют близость культуры, языка и политическая составляющая интеграции - совпадение политических интересов стран и воля их руководителей (эти позиции отмечали 8-19% респондентов). Причем для россиян более важной, нежели для белорусов и украинцев, оказалась культурная, языковая близость, тогда как их соседи чаще делают упор на политические интересы.

Таким образом, подчеркивают аналитики, при общей палитре оснований для сближения народов России, Украины и Беларуси, выявляются некоторые их особенности: если в основе "русского вектора" интеграции лежат культурно-исторические основания (то, что некоторые эксперты назвали стремлением реализовать имперские амбиции), то его украинский и белорусский аналоги в большей степени опираются на рациональные - экономические и политические - мотивы интеграции. Характерно также, что внешняя угроза в качестве мотива сближения стран "славянского треугольника" сегодня не актуальна и отмечается лишь 4-9% опрошенных.

Сопоставление мнений разных социальных групп показывает, что в России на совпадении экономических интересов  чаще  фиксируют  свое  внимание наиболее  обеспеченные  группы  населения,  а  в  Беларуси   и  Украине,  напротив - средне  и  скорее  плохо обеспеченные. Кроме того, именно эти группы белорусов и украинцев придают большее значение наличию родственных связей между жителями трех стран.

Любопытно, что россияне отмечают родственные связи в качестве оснований для сближения стран примерно в равной степени с украинцами и белорусами (28, 30 и 25%), хотя сами вдвое реже имеют в этих странах родственников или друзей (34% при 57 и 69%).

Однако, несмотря на имеющиеся предпосылки сближения народов России, Беларуси и Украины, отношение населения этих стран к тем или иным формам интеграции имеет свои отличия и характерные особенности. Так, половина россиян (51%) хотели бы продолжать жить в своей собственной стране и не стремятся к каким-либо государственным и надгосударственным союзам и объединениям, в то время как украинцы и белорусы, напротив, в большинстве своем тяготеют к различным формам объединения стран (жить в своей собственной стране хотели бы только 32 и 28% соответственно). При этом неожиданностью для исследователей явился тот факт, что 28% белорусов наиболее привлекательной формой интеграции назвали объединенную Европу, в то время как 23% украинцев - содружество "четверки" (славянские республики бывшего СССР и Казахстан). Возрождение СССР приветствовали бы 15-19%, тогда как СНГ в качестве его преемника пользуется значительно меньшей популярностью - жить в Содружестве Независимых Государств хотели бы лишь 7-11% опрошенных.

Во всех трех государствах желание жить в объединенной Европе чаще встречается среди молодежи и высокообразованных людей, а во вновь объединенном СССР - среди старшего поколения и лиц с начальным образованием. Причем, если в России и Украине выбор в пользу объединенной Европы делают респонденты с более высоким уровнем материальной обеспеченности, то в Беларуси - наоборот.

Что же касается более конкретного вопроса о целесообразности (или нецелесообразности) в перспективе вхождения каждой из трех стран в Европейский союз, то здесь выявилось большое сходство мнений. Около трети населения каждой из трех стран высказалось за такое вхождение и примерно столько же - за установление партнерских отношений с ЕС, но без вхождения в него. От 10 до 14% высказались категорически против самой идеи интеграции славянских республик в европейские структуры. При этом в России чуть больше "евроскептиков", а в Украине - "интеграторов". Обращает на себя внимание то, что значительное число респондентов в этих странах - 18-21% - не смогли определиться по этому, казалось бы, простому и понятному вопросу. Наверно, это связано с тем, что для многих россиян, украинцев и белорусов не очень ясна позиция самого Евросоюза по данному вопросу. Во всяком случае, многие сомневаются в том, что в Европе нас кто-то ждет и позитивно настроен к перспективам такой интеграции в европейские институты.

Во  всех  трех  странах в пользу  полноправного членства в ЕС чаще высказываются люди с высшим образованием, причем особенно заметен разрыв во мнениях в Беларуси, где за полноправное членство высказались 44% респондентов с высшим образованием и лишь 15% - с начальным. Кроме того, в каждой из стран сторонниками полноправного членства чаще является молодежь. И здесь наиболее контрастными оказались мнения разных возрастных групп в Беларуси: от 50% сторонников среди 18-25-летних до 16% среди людей старше 60 лет. Причем в России и Украине чаще других заинтересованы в полноправном членстве своей страны в ЕС хорошо обеспеченные респонденты, а в Беларуси, напротив, - плохо обеспеченные.

В целом результаты исследований показывают, что в массовом сознании трех стран имеет место, с одной стороны, стремление к сближению с Европой и одновременно желание "сохранить свободу рук" на международной арене. То же самое можно сказать и об интеграционных процессах в рамках постсоветского пространства. Население России, Беларуси и Украины как бы сигнализирует власти, что оно в принципе не против интеграции в те или иные международные институты, в том числе создаваемые на базе этих трех стран, но только при условии, если эта интеграция позитивно скажется на жизни внутри каждой из них. В то же время отчетливо видно, что и украинцы, и белорусы, и особенно россияне очень дорожат "своим собственным домом" и не хотели бы предпринимать поспешные попытки с "переездом" в какие-то иные государственные или межгосударственные образования. Тем более что негативный опыт СНГ еще долго будет сказываться.

Исследование также показало, что уровень удовлетворенности жизнью, доверия государственным институтам и демократии в целом в России, Беларуси и особенно в Украине существенно ниже, чем в странах "большой Европы". В этой связи можно предположить, что достижение высоких показателей удовлетворенности жизнью будет возможно только в случае развития демократии и никак не наоборот. Поскольку стабильная демократия есть то условие, которое, как показывает европейский опыт, необходимо как для экономического роста, так и для роста благосостояния граждан.

Понятно, что мы познакомили читателей лишь с некоторыми аспектами проведенного опроса. К тому же обнародованное исследование - пилотный проект, зафиксировавший одномоментную ситуацию. Чтобы получить более объемную картину социальных и политических процессов в России, Беларуси и Украине, их динамики, перспектив взаимоотношений друг с другом и с окружающим миром, отражения этих процессов в массовом сознании, необходимы мониторинговые сравнительные исследования как в этих странах, так и, возможно, в некоторых других. Поэтому осенью 2004г. будет проводиться повторный опрос, который охватит помимо Беларуси, России и Украины еще и Казахстан.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by