Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что изменится в законодательстве о социальной защите, соцстраховании и занятости

Фото: duma.gov.ru

В Плане подготовки законопроектов на 2020 год есть проекты законов в сфере социальной защиты и социального страхования, а также труда и занятости населения. Планируется создание базы данных о доходах граждан, единого документа по вопросам уплаты взносов в ФСЗН, банка спроса на выполнение работ по гражданско-правовым договорам и др. 

 

Отмена минимального потребительского бюджета

Проект закона «Об изменении законов по вопросам применения социальных нормативов» должен быть внесен в Палату представителей Национального собрания в апреле 2020 г.

Целью подготовки законопроекта является отмена социального нор­матива – минимального по­требительского бюджета (МПБ).

Справочно: минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Натурально-вещевая структура МПБ формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин. МПБ на каждые 3 месяца утверждает Совмин.

Предлагается, начиная с 2021 года, перейти на единый критерий госполитики регулирования уровня жи­з­ни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

В частности, отменив МПБ, устанавливать выплаты, иные обязательства государства, а также критерии предоставления отдельных видов государственной помощи в зависимости от бюджета прожиточного минимума (БПМ) с учетом имеющихся социально-демографических групп.

В связи с отменой МПБ потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты, в которых применяется данный социальный нор­матив, в т.ч.:

– Закон от 09.01.1992 № 1383-ХII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета»;

– Закон от 17.07.2002 № 124-3 «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы»;

– ст. 360 Трудового кодекса «Содержание соглашений» гл. 35 «Со­глашения, коллективные договоры».

Справочно: размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Совмином ежегодно с 1 января с учетом соотношения раз­меров месячной минимальной заработной платы и минимального по­требительского бюджета. При этом Совмин с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов при разработке прогноза социально-экономического развития Рес­публики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и МПБ, обеспечивая ежегодное их сближение.

Сейчас МПБ для трудоспособного населения составляет 479,88 руб.

Минимальная заработная плата – 375 руб.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения – 239,87 руб., для трудоспособного населения – 265,91 руб.

 

База данных о доходах граждан

Проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об ин­дивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» дол­жен поступить в Палату представителей Национального собрания в мае.

Предлагается предусмотреть в рам­ках индивидуального (персонифицированного) учета формирование сведений, необходимых для ведения базы данных о доходах граж­дан, закрепить ведение расширенных сведений о трудовой деятельности.

Это обусловлено тем, что в системе индивидуального (персонифицированного) учета сформирован значительный информационный ресурс для решения различных государст­венных задач, в т.ч. выходящих за пределы государственного соцстрахования.

Данные учета уже используются для:

– мониторинга выполнения прог­нозного показателя «Количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места (за счет создания новых предприятий)»;

– формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике;

– формирования регистра населения и актуализации содержащихся в нем персональных данных.

ФСЗН представляет в МНС ин­формацию о доходах физических лиц за истекший календарный год. Сведения, содержащиеся в базе данных учета, позволяют использовать ее в качестве основы для реализации норм Указа Президента от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».

 

Единый документ по вопросам уплаты взносов в ФСЗН

Проект закона «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» Совмин намерен передать в Палату представителей в августе.

Разработка законопроекта вызвана необходимостью комплексного регулирования вопросов уплаты взносов в бюджет фонда соцзащиты населения в одном нормативном правовом акте, консолидации и систематизации законодательства.

В настоящее время вопросы уплаты взносов в бюджет фонда регулируют в т.ч.:

– Закон от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» – определены категории плательщиков взносов, закреплен объект для начисления взносов, а также размеры взносов для различных категорий плательщиков;

– Указ Президента от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» – определены порядок постановки плательщиков на учет, порядок и сроки уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, права и обязанности плательщиков;

– Указ Президента от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» – установлены тарифы взносов для различных категорий застрахованных лиц, работающих в особых условиях.

Множественность актов вызывает трудности в их применении на практике, корректировка одного из них влечет за собой приведение в соответствие с новым актом иных документов.

 

Банк данных спроса на выполнение работ по ГПД

Закон «Об изменении Закона Рес­публики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» по­ступит в Палату представителей в мае.

Предлагается закрепить обязанность нанимателей по предоставлению органам по труду, занятости и социальной защите не только сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), но и сведений о потребности в рабочей силе для осуществления дополнительных объемов работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам.

Это позволит сформировать наиболее полный информационный ресурс, включающий не только Общереспубликанский банк вакансий, но и банк данных спроса юрлиц и ИП на рабочую силу для выполнения работ по ГПД.

В результате должен сократиться период поиска работы, а также повыситься эффективность вовлечения граждан в экономику страны.

Кроме того, планируется усилить гарантии в области занятости для граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, завершивших курс принудительного лечения по решению суда, и лиц, страдающих алкоголизмом, нар­команией, токсикоманией, зависимостью от других психоактивных веществ, трудоустройство которых осуществляется на основании индивидуальной программы социальной реабилитации.

Справочно: комплекс мер по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и источник необходимых для этого финансовых ресурсов определены в Подпрограмме «Содействие занятости населения» Государст­венной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 30.01.2016 № 73.

В соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утв. постановлением Совмина от 29.11.2006 № 1595, решениями мест­ных исполнительных и распорядительных органов нанимателям ежегодно устанавливается бронирование для трудоустройства вышеуказанной категории граждан.

Внесение изменений в ст. 11 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» позволит распространить на граж­дан-алкоголиков, хулиганов, тунеядцев дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, в частности, предоставит местным исполнительным и распорядительным органам возможность устанавливать бронирование нанимателям для трудоустройства вышеназванной категории насе­ления. Данная мера поспособствует более эффективному вовлечению таких лиц в трудовую деятельность.

Предлагаемые новшества являются особо актуальными в целях реализации норм Декрета Президента от 02.04.2015 № 3 «О содействии занятости населения», в соответствии с которым осуществляются мероприятия, направленные на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by