Что изменится в законодательстве о социальной защите, соцстраховании и занятости
В Плане подготовки законопроектов на 2020 год есть проекты законов в сфере социальной защиты и социального страхования, а также труда и занятости населения. Планируется создание базы данных о доходах граждан, единого документа по вопросам уплаты взносов в ФСЗН, банка спроса на выполнение работ по гражданско-правовым договорам и др.
Отмена минимального потребительского бюджета
Проект закона «Об изменении законов по вопросам применения социальных нормативов» должен быть внесен в Палату представителей Национального собрания в апреле 2020 г.
Целью подготовки законопроекта является отмена социального норматива – минимального потребительского бюджета (МПБ).
Справочно: минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Натурально-вещевая структура МПБ формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин. МПБ на каждые 3 месяца утверждает Совмин.
Предлагается, начиная с 2021 года, перейти на единый критерий госполитики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.
В частности, отменив МПБ, устанавливать выплаты, иные обязательства государства, а также критерии предоставления отдельных видов государственной помощи в зависимости от бюджета прожиточного минимума (БПМ) с учетом имеющихся социально-демографических групп.
В связи с отменой МПБ потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты, в которых применяется данный социальный норматив, в т.ч.:
– Закон от 09.01.1992 № 1383-ХII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета»;
– Закон от 17.07.2002 № 124-3 «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы»;
– ст. 360 Трудового кодекса «Содержание соглашений» гл. 35 «Соглашения, коллективные договоры».
Справочно: размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Совмином ежегодно с 1 января с учетом соотношения размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета. При этом Совмин с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и МПБ, обеспечивая ежегодное их сближение.
Сейчас МПБ для трудоспособного населения составляет 479,88 руб.
Минимальная заработная плата – 375 руб.
Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения – 239,87 руб., для трудоспособного населения – 265,91 руб.
База данных о доходах граждан
Проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» должен поступить в Палату представителей Национального собрания в мае.
Предлагается предусмотреть в рамках индивидуального (персонифицированного) учета формирование сведений, необходимых для ведения базы данных о доходах граждан, закрепить ведение расширенных сведений о трудовой деятельности.
Это обусловлено тем, что в системе индивидуального (персонифицированного) учета сформирован значительный информационный ресурс для решения различных государственных задач, в т.ч. выходящих за пределы государственного соцстрахования.
Данные учета уже используются для:
– мониторинга выполнения прогнозного показателя «Количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места (за счет создания новых предприятий)»;
– формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике;
– формирования регистра населения и актуализации содержащихся в нем персональных данных.
ФСЗН представляет в МНС информацию о доходах физических лиц за истекший календарный год. Сведения, содержащиеся в базе данных учета, позволяют использовать ее в качестве основы для реализации норм Указа Президента от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».
Единый документ по вопросам уплаты взносов в ФСЗН
Проект закона «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» Совмин намерен передать в Палату представителей в августе.
Разработка законопроекта вызвана необходимостью комплексного регулирования вопросов уплаты взносов в бюджет фонда соцзащиты населения в одном нормативном правовом акте, консолидации и систематизации законодательства.
В настоящее время вопросы уплаты взносов в бюджет фонда регулируют в т.ч.:
– Закон от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» – определены категории плательщиков взносов, закреплен объект для начисления взносов, а также размеры взносов для различных категорий плательщиков;
– Указ Президента от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» – определены порядок постановки плательщиков на учет, порядок и сроки уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, права и обязанности плательщиков;
– Указ Президента от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» – установлены тарифы взносов для различных категорий застрахованных лиц, работающих в особых условиях.
Множественность актов вызывает трудности в их применении на практике, корректировка одного из них влечет за собой приведение в соответствие с новым актом иных документов.
Банк данных спроса на выполнение работ по ГПД
Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» поступит в Палату представителей в мае.
Предлагается закрепить обязанность нанимателей по предоставлению органам по труду, занятости и социальной защите не только сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), но и сведений о потребности в рабочей силе для осуществления дополнительных объемов работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам.
Это позволит сформировать наиболее полный информационный ресурс, включающий не только Общереспубликанский банк вакансий, но и банк данных спроса юрлиц и ИП на рабочую силу для выполнения работ по ГПД.
В результате должен сократиться период поиска работы, а также повыситься эффективность вовлечения граждан в экономику страны.
Кроме того, планируется усилить гарантии в области занятости для граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, завершивших курс принудительного лечения по решению суда, и лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, зависимостью от других психоактивных веществ, трудоустройство которых осуществляется на основании индивидуальной программы социальной реабилитации.
Справочно: комплекс мер по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и источник необходимых для этого финансовых ресурсов определены в Подпрограмме «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 30.01.2016 № 73.
В соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утв. постановлением Совмина от 29.11.2006 № 1595, решениями местных исполнительных и распорядительных органов нанимателям ежегодно устанавливается бронирование для трудоустройства вышеуказанной категории граждан.
Внесение изменений в ст. 11 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» позволит распространить на граждан-алкоголиков, хулиганов, тунеядцев дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, в частности, предоставит местным исполнительным и распорядительным органам возможность устанавливать бронирование нанимателям для трудоустройства вышеназванной категории населения. Данная мера поспособствует более эффективному вовлечению таких лиц в трудовую деятельность.
Предлагаемые новшества являются особо актуальными в целях реализации норм Декрета Президента от 02.04.2015 № 3 «О содействии занятости населения», в соответствии с которым осуществляются мероприятия, направленные на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.