Что изменится в правилах оказания бытовых услуг с 26 июня
Правительство скорректировало правила оказания бытовых услуг. В услуге смогут отказать потребителю в состоянии опьянения. При этом в любом объекте бытового обслуживания должны быть готовы оказать клиенту первую помощь.
Изменения в Правила бытового обслуживания потребителей, утв. постановлением Совмина от 14.12.2004 № 1590 (далее – Правила), внесены постановлением от 23.03.2023 № 202. Среди новаций, затрагивающих всю сферу бытовых услуг, можно выделить следующие.
Во-первых, сокращен перечень сведений, которые должны быть размещены в объекте бытового обслуживания в удобном для обозрения потребителем месте. На информационных стендах не нужно будет вывешивать:
– текст Правил;
– информацию о книге замечаний и предложений;
– свидетельство о присвоении разряда объекту бытового обслуживания, если он аттестован.
Также из п. 5 Правил исключена норма, согласно которой книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию потребителя. Но это не означает, что теперь такое требование клиента можно игнорировать, поскольку аналогичная норма есть в Законе от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». А в сфере бытового обслуживания ведение «жалобной книги» по-прежнему является обязательным.
Во-вторых, уточнено одно их оснований отказа в оформлении заказа на услугу. Исполнитель будет вправе не принять заказ, если не удалось достичь согласия с потребителем не только по срокам оказания бытовой услуги, но и по проценту износа изделия, а также о виде и условиях обработки изделия.
В-третьих, расширен перечень оснований для отказа непосредственно в оказании бытовых услуг. Так, в Правила вводится норма о том, что исполнитель может отказать потребителю в оказании услуг, если у последнего имеются признаки алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ. В действующей редакции Правил предусмотрено, что в таком случае могут отказать лишь в оформлении заказа на услугу.
В-четвертых, Правила дополнены нормой о том, что при оказании бытовых услуг исполнитель должен соблюдать санитарно-гигиенические требования, касающиеся содержания оборудования, инструментов, приборов, инвентаря, белья, состояния административных, производственных и прочих помещений и территории, удаления отходов, обработки белья, очистки и дезинфекции инструментов. При этом требование об обязанности исполнителя обеспечить оказание потребителю первой помощи, которое в настоящее время предъявляется к парикмахерским, баням, саунам и организациям в сфере СПА-услуг, распространено на все объекты бытового обслуживания.
В Правила внесены и иные изменения, в т.ч. скорректированы некоторые нормы, касающиеся оказания услуг по техобслуживанию и ремонту механических транспортных средств.
Обновленная редакция Правил начнет действовать с 26 июня 2023 г.