Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что изменится для аудиторов-ИП после ратификации Соглашения об аудите в рамках ЕАЭС

Фото: edu.vgsa.ru

В ходе принятия Палатой представителей проекта закона о ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза обсуждались вопросы корректировки правовой базы и условия, в которых предстоит работать белорусским аудиторам в дальнейшем.

2022-10-11_04-26-20.png
        Виталий Васюков

Целью Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанного 19.04.2022 в Москве (далее – Соглашение), является создание единого рынка
аудиторских услуг
.

Законопроектом о ратификации Министерство финансов определено в качестве органа, ответственного за взаимодействие в сфере

аудита с уполномоченными органами других государств.

На территории ЕАЭС будут взаимно признаваться квалификационные аттестаты аудиторов и аудиторские заключения, сообщил на сессии заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Виталий Васюков. Будет обеспечен доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов одного государства «пятерки» на территории других государств-участниц.

Об основных положениях этого документа «ЭГ» уже рассказывала.

Первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, представляя проект закона на заседании, акцентировал внимание на том, что Соглашение предоставляет субъектам хозяйствования государств – членов ЕАЭС право на поставку и получение аудиторских услуг без ограничений и изъятий, обеспечивает открытость и общедоступность сведений об аудиторах, аудиторских организациях и индивидуальных аудиторах, содержащихся в соответствующих национальных реестрах.

2022-10-11_04-25-14.png
          Дмитрий Кийко

Представитель Минфина напомнил, что в отечественном законодательстве уже реализованы отдельные положения Соглашения.

Так, создана Аудиторская палата как орган самоуправления аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей (далее – аудиторы-ИП), на которую возложены в т.ч. функции осуществления внешней оценки качества работы своих членов.

Сформирован Аудиторский реестр, состоящий из следующих разделов: реестр аудиторов; реестр аудиторов-ИП; реестр аудиторских организаций. На территории Беларуси введены в действие международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров.

Кроме того, определены требования к организации внутренней системы оценки качества работы аудиторов в аудиторской организации и у аудитора-ИП. Создана система внешней оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов-ИП, осуществляемая
Аудиторской палатой.

В связи с принятием законопроекта о ратификации нуждаются в корректировке отдельные нормативные правовые акты РБ, которые не в полной мере согласуются с положениями Соглашения, включая Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности».

Первое. Для обеспечения допуска белорусских организаций к осуществлению профессиональной деятельности в других государствах – членах ЕАЭС необходимо установить дополнительные требования к аудиторским организациям.

В уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%, а численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации – не менее 50% состава такого органа.

Соглашение содержит и другие ограничения: например, аудиторская организация не может быть создана в форме открытого акционерного общества или государственного унитарного предприятия.

Второе. Для признания квалификационного аттестата аудитора, выданного Минфином Беларуси, на территории других государств евразийской «пятерки» следует внести изменения в требования к претендентам на аттестат аудитора, программам квалификационных экзаменов и к повышению квалификации аудиторов. Такие шаги будут способствовать росту профессионализма и конкурентоспособности белорусских специалистов, доверия субъектов хозяйствования к результатам оказанных услуг.

Третье. Для установления единого подхода к осуществлению и регулированию аудиторской деятельности в государствах, входящих в ЕАЭС, необходимо определить в законодательстве такие понятия, как аудиторская тайна и конфликт интересов, дополнить Аудиторский реестр рядом сведений об аудиторах, аудиторах-ИП и аудиторских организациях.

Также придется пересмотреть требования в отношении проведения обязательного аудита.

Депутаты задали представителю Минфина несколько уточняющих вопросов. Так, Анатолий Дашко поинтересовался, будут ли меняться требования к аудиторам, осуществляющим деятельность в качестве ИП, в связи с ратификацией Соглашения?

По словам Дмитрия Кийко, предполагаются незначительные изменения квалификационных требований к аудиторам и аудиторам-ИП. Сложившаяся в разных странах ЕАЭС законодательная практика несильно отличается. То есть к аудиторам применяются похожие требования в части наличия необходимого стажа работы, образования – как правило, высшего или высшего специализированного. Физическое лицо для осуществления профессиональной деятельности должно быть соответствующим образом зарегистрировано, в т.ч. при необходимости – и в саморегулирующих организациях, в частности, в Аудиторской палате.

А вот аудиторов-ИП (их в Беларуси сегодня 272 человека) в области проведения обязательного аудита ожидают значительные изменения.

В соответствии с Соглашением обязательный аудит ИП проводить не могут вообще. Вместе с тем есть перечень субъектов хозяйствования, в отношении которых аудит проводят только аудиторские организации. Это, как правило, банки, пенсионные фонды, финансовые и страховые организации и т.д. Речь идет о компаниях, которые представляют широкий публичный интерес, для них требуется более высокое качество аудиторских услуг.

– Мы полагаем, что в наше законодательство тоже будут внесены изменения, которые ограничат возможности белорусских аудиторов-ИП в оказании обязательного аудита, – сообщил Дмитрий Кийко. – Что касается обязательного аудита по иным направлениям, то Соглашение дает право государствам самостоятельно устанавливать случаи, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту, а также определять возможность участия в нем индивидуальных аудиторов. Думаем, что в этой части обязательный аудит за ИП в Беларуси будет сохранен.

Депутат Светлана Горваль поинтересовалась: понадобится ли переаттестация действующих аудиторов в связи с тем, что изменяются требования к кандидатам на получение квалификационного аттестата?

По словам первого замминистра, действующие ИП-аудиторы, имеющие соответствующий аттестат, переаттестовываться и переквалифицироваться не будут. Они сохранят за собой право осуществлять аудиторскую деятельность. Те изменения, которые касаются стажа, образования, программы повышения квалификации, программы обучения аудиторов, будут введены в законодательство уже для новых претендентов – физических лиц, которые обратятся за получением соответствующего аттестата. Поэтому все аудиторы, которые сегодня имеют аттестат, и те физические лица, о результатах аттестации которых будет объявлено на дату вступления Соглашения в силу, никакой переквалификации не подлежат.

***

В Соглашении дается определение понятия «индивидуальный аудитор» – это аудитор, получивший право на осуществление аудиторской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений