Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чем недоволен малый и средний бизнес: — «горячие точки» системы налогообложения

Совет по развитию предпринимательства определил ключевые проблемы в сфере налогообложения, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси. Эти выводы сделаны на основании обращений в Совет и общения его членов с представителями деловых кругов страны.

Главной проблемой названы высокий уровень налоговой нагрузки и слож­ность администрирования налоговых платежей. Так, по данным Совета, сложившийся уровень фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН – это 35–37% от общего объема ВВП) является одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем интересно, что в самом сложном положении оказались именно средние организации – доля убыточных среди них возросла за последние 5 лет почти в 4 раза. Что касается администрирования, Совет обращает внимание на авансовый характер основных платежей, существенно снижающий не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов продуктов. Надо полагать, что речь идет об «авансовом характере» НДС при общей системе налогообложения, когда применяется метод по отгрузке, тогда как при упрощенной системе налогообложения (УСН) можно выбрать метод признания выручки: по оплате или по отгрузке. О негативном влиянии метода по отгрузке на финансовое состояние субъектов хозяйствования не раз говорили и деловые, и научные круги, предлагая вернуться к возможности выбирать метод признания выручки, но пока этот вопрос не решен.

Еще один важный недостаток действующей системы налогообложения, уже связанный и с администрированием налоговых платежей, Совет усматривает в ограничениях на методы определения налоговой базы. Эти ограничения, как считают в Совете, установлены в основном не актами налогового законодательства, а нормативными актами, регулирующими оплату труда работников, командировочные и представительские расходы и т.п., а это, в свою очередь, ведет к существенным затратам на бухучет и исчисление платежей и к возможным непреднамеренным ошибкам.

Совет также не обошел вниманием популярную у малого и среднего бизнеса УСН. Основными ее недостатками названы необходимость наряду с использованием книги учета доходов и расходов составления и хранения первичных учет­ных документов, ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством; персонифицированный учет наемных работников и представление отчетов в ФСЗН. Еще одна проблема, названная Советом применительно к УСН, – обязанность помимо самого налога при УСН платить имущественные налоги, т.е. налоги на недвижимость и землю, НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ и налог на доходы иностранных организаций. На каком-то этапе применяющие УСН были освобождены от имущественных платежей, но затем они были для них снова введены, и отменять их никто не собирается. Впрочем, новая редакция Налогового кодекса, которую нам обещают уже со следующего года, покажет, так ли это. При этом отмена таких налогов потребует или сокращения бюджетных расходов, или отмены налоговых льгот, т.е., как любят выражаться финансисты, надо изыскать компенсирующие доходы бюджета.

Еще один «минус» УСН, по мнению Совета: в валовую выручку субъектов хозяйствования, находящихся на «упрощенке» и сдающих в аренду помещения, включены платежи арендаторов за коммунальные услуги и электроэнергию, которые перечисляются на счета коммунальщиков и энергетиков. Получается, что эти платежи включены в выручку такого плательщика и облагаются налогом при УСН. Другими словами, налогом облагается своего рода транзитная выручка. Эта проблема также не раз поднималась бизнес-кругами, но пока не решена.

На основе анализа недостатков УСН Совет делает вывод, что эта система «не обеспечивает для ее пользователей существенного снижения налоговой на­грузки и упрощения бухучета и отчетности». Впрочем, что касается налоговой нагрузки, то представители налогового и финансового ведомств не раз отмечали, что основная задача УСН не снизить налоговую нагрузку, а упростить исчисление и уплату налогов. Но, как считают в Совете, и это сделать не удалось: субъектам хозяйствования надо или иметь в штате бухгалтера, или использовать аутсорсинг. Впрочем, «упрощенка» – это не налог на вмененный доход, не единый налог, и без бухучета обойтись точно не удастся. А вот как сделать его проще, на самом деле можно подумать. Кстати, в РФ критерии выручки для применения УСН значительно выше, чем у нас, и при этом можно применять ее вариант с выручкой минус затраты, что в ряде случаев приводит как раз к снижению налоговой нагрузки.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений