$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Бюджет незаметного роста

22.09.2016

Проект республиканского бюджета на 2017 год, размещенный на сайте Минфина, сформирован на основе параметров прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2016 году, изменений, вносимых в налоговое законодательство.

На этот раз власти при разработке проекта бюджета решили применить взвешенный подход, приняв за основу не оптимистичный, как было в прошлые годы, а базовый сценарий условий экономического развития, который многие называют «консервативным» (см. «ЭГ» № 71 за 16.09.2016 г.): темп роста ВВП – всего лишь 100,2%, цена на нефть – 35 USD, курс российского рубля – 75 RUB за доллар США, ставка рефинансирования Нацбанка – 15–17%.

Доходы = налоги + ВЭД

Доходная часть бюджета сформирована исходя из действующих в т.г. состава и количества налогов, что позволит не увеличивать налоговую нагрузку на экономику. В 2017 г. она прогнозируется на уровне 23,6% к ВВП, тогда как сейчас оценивается в размере 24,4% к ВВП. Снижение ее уровня по сравнению с 2016 г. обусловлено уменьшением доли налоговых доходов от ВЭД (снижение на 0,6 п.п.), в основном – доходов от вывозных таможенных пошлин.

Меры в области налоговой политики, предусмотренные при формировании проекта бюджета по доходам, включают:

1) индексацию ставок налогов, установленных в белорусских рублях, с целью их адаптации к инфляционным процессам (земельный и экологический налоги, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходный налог в фиксированных суммах, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, акцизов, за исключением автомобильного топлива, алкогольной продукции и пива), а также увеличение размера базовой величины на 9,5%, до 23 BYN;

2) определение налоговой базы для исчисления земельного налога по видам функционального использования земель в белорусских рублях;

3) установление ставок акцизов на подакцизные товары с учетом сохранения эффективности их производства. Что под этим понимается – не разъясняется;

4) сохранение специальных отчислений газо - и энергоснабжающих организаций;

5) отмену налоговых льгот по налогу на прибыль от услуг, оказываемых гостиницами, и от услуг по размещению туристов, а также по НДС при реализации физическим лицам услуг по технической инвентаризации и оценке недвижимого имущества;

6) отмену пониженной ставки налога на прибыль для членов НПА «Инфопарк».

Как и в текущем году, в состав доходов включены поступления вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, зачисляемые в бюджет Беларуси (в пределах 1,5 млрд. USD), в сумме 491,7 млн. USD.

Всего поступления доходов определены в сумме 18 235,2 млн. BYN (+6,1% к ожидаемому исполнению 2016 г.). При этом главным источником наполнения бюджета остаются налоги: планируется собрать их на сумму 13 980,8 млн. BYN (76,7% всех поступлений), в то время как в текущем году они должны составлять всего 73,3%. Отметим, что этот рост не связан с увеличением налоговой нагрузки – просто другие ручейки, наполняющие казну, постепенно иссыхают.

Традиционно государство больше всего рассчитывает на НДС, поступления которого должны составить 46,5% всех налоговых доходов. В 2016 г. они должны составлять 41,2% всех налоговых доходов, годом ранее – лишь 40,8%, т.е. доля НДС неуклонно растет, что не удивительно в условиях кризиса. Налоговые доходы от ВЭД должны составить 22,6% всех поступлений (29,4% в 2016 г.), акцизов – 16,2% (14,6%), налога на прибыль – 6,6% (6,5%).

А вот неналоговые доходы должны уменьшится по сравнению с 2016 г. на 9,2%, до 2 699,9 млн. BYN, а их доля – с 16,5% до 14,8 всех доходов. Это падение объясняется уменьшением поступлений от использования госимущества на 24,8%, в т.ч. процентов за пользование денежными средствами бюджетов – на 23,2%, от дивидендов по акциям– на 25,4%. В то же время на 27,5% должны вырасти доходы от сдачи госимущества в аренду, на 28,2% – от его реализации, на 33,7% – от штрафов. Размер поступлений по статье «Прочие неналоговые доходы» практически не изменится.

Как мы будет делить наши деньги

В 2017 г. расходы республиканского бюджета запланированы в сумме 16 739,1 млн. BYN (или 98,9% к ожидаемому исполнению 2016 г.).

Фонд оплаты труда в бюджетном секторе и пенсий военнослужащим запланированы с ростом в пределах 9%, который в основном обеспечивает накопленный в 2016 году рост зарплат.

В Минфине уверены, что бюджет сохраняет социальную направленность. Так, в 2017 г. предусматривается обеспечить в полном объеме расходы на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий госслужащим и военнослужащим, социальных пенсий и др. Для возмещения данных расходов из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН запланирована субвенция в общей сумме 669,9 млн. BYN.

Расходы на финансирование образования и здравоохранения будут расти более высокими темпами по сравнению с другими отраслями (112,1 и 118,5% соответственно). Расходы на социальную политику предусматривают также средства на дополнительную поддержку многодетных семей для формирования «семейного капитала» в сумме 457,8 млн. BYN (114,5% к уровню т.г.).

Для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в бюджете предусмотрено 263,0 млн. BYN (ростом в 1,18 раза), что составляет 0,24% к ВВП.

А вот сельчанам в будущем году придется туго. Общий объем расходов на АПК составит всего 719,8 млн. BYN, или 83,9% процента к ожидаемому исполнению 2016 г. При этом наибольшая доля в этих расходах (64,6%) придется на компенсацию процентов по кредитам, выданным организациям АПК – 465,1 млн. BYN, что составляет лишь 79,9% к текущему году (в связи с прогнозируемым снижением ставки рефинансирования). В то же время на 5,5%, до 140,6 млн. BYN вырастет объем средств, выделяемых на развитие сельхозпроизводства, рыбоводства и переработки сельхозпродукции.

Расходы на оказание господдержки в виде возмещения (компенсации) процентов по кредитам банков в 2017 году «оптимизированы» (т.е. снижены) с учетом прогнозируемого снижения ставки рефинансирования на 7%, до 1 058,3 млн. BYN.

По некоторым статьям бюджета запланирован рост. Так, на финансирование Государственной инвестиционной программы  он должен составить 7,5% к уровню т.г., или 283,3 млн. BYN;

Объем республиканского дорожного фонда в 2017 г. вырастет на 11% к ожидаемому исполнению т.г. и составит 606 млн. BYN, в т.ч. за счет доходов республиканского дорожного фонда – 529 млн. BYN (+32,1%). Как и ранее, основным источником этого фонда в 2017 г. будут средства госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (322,8 млн. BYN, или 61% в общих доходах фонда), имеющие целевую направленность – строительство и ремонты автодорог, а также магистральных улиц радиального направления и МКАД.

Господдержку жилищного строительства в виде льготного кредитования планируется осуществлять в пределах возвратов ранее выданных населению на эти цели кредитов в объеме около 130 млн. BYN. Кроме того, для льготного кредитования многодетных семей, состоящих на учете более 3 лет, будут задействованы собственные ресурсы Беларусбанка в сумме 54,6 млн. BYN с компенсацией процентов из республиканского бюджета.

Расходы по обслуживанию госдолга в 2017 г. увеличатся и составят для внешнего госдолга 1 722,4 млн. BYN (784,5 млн. USD), а для внутреннего – 773,9 млн. BYN.

Профицит республиканского бюджета сформирован в сумме 1 496,1 млн. BYN и будет направлен на погашение госдолга (не менее 25% от суммы погашения) и исполнение части гарантий правительства.

Всего в 2017 г. на погашение госдолга запланировано 5 232,2 млн. BYN, в т.ч. внешнего – 278,6 млн. BYN и внутреннего – 2 953,6 млн. BYN. При этом погашение госдолга в иностранной валюте составит 2 311,0 млн. USD. Для погашения госдолга предполагается привлечь 3 транша кредита ЕФСР на сумму 700,0 млн. USD, а также произвести выпуск еврооблигаций (на 800,0 млн. USD) и внутренних гособлигаций (на 360,0 млн. USD).

В ближайшее время проект бюджета будет рассмотрен в Парламенте.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ