Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №10(2606) от 03.02.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6752
EUR:
2.9427
RUB:
3.8174
Золото:
168.14
Серебро:
2.1
Платина:
87.3
Палладий:
143.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет на 2023 год: разбираем с калькулятором

На Национальном правовом интернет-портале опубликован проект закона о республиканском бюджете на 2023 год. Документ дает представление о планируемых доходах госбюджета, ключевых направлениях расходования средств и источниках финансирования его дефицита, поскольку, как и в прошлом году, объем запланированных расходов превысил сумму ожидаемых поступлений.

Дефицит по нижней планке

Как сообщалось ранее, бюджет на 2023 год сформирован исходя из основных параметров социально-экономического развития, которые предполагают рост ВВП на 3,8%, увеличение инвестиций в основной капитал на 22,3% и экспорта товаров и услуг на 5,5%. Инфляцию планируется удержать на уровне, не превышающем 7–8%. В отличие от прошлых лет бюджет на 2023 год не предполагает наличия резервных сценариев, что налагает дополнительные требования к аккуратности его исполнения.

Прогнозируемые доходы республиканского бюджета на 2023 год заявлены в объеме 33 362,4 млн руб., израсходовать запланировано 36 536,2 млн руб. По сравнению с прошлым годом раздел доходов увеличен на 19,1%, а расходов – на 19,9%. Таким образом, как и ожидалось, бюджет сведен с дефицитом (превышение расходов над доходами), размер которого составил 3173,8 млн руб.

Ранее министр финансов Юрий Селиверстов сообщал, что дефицит бюджета ожидается на уровне 3–4 млрд руб. Это означает, что в итоге правительство все-таки смогло свести бюджет с минимально возможным значением в пределах объявленного диапазона. Его значение больше, чем в 2022 г. (2844,7 млн руб.), однако все же меньше, чем в 2021 г. (4046,9 млн руб.). Что касается источников финансирования дефицита, правительство предполагает использовать остатки средств бюджета прошлых лет, а также привлечь на эти цели заимствования на внутреннем и внешних рынках.

Сформировать доходы бюджета помогут российские платежи

Итак, правительство закладывает почти 20%-ный рост поступлений в бюджет. Однако налоговые источники пополнения «госсметы» при этом остаются в пределах прошлого года. Так, ожидаемые налоговые доходы запланированы в объеме 22 369,9 млн руб., в то время как в 2022 г. они составляли 22 694,6 млн руб. Как и в текущем году, более 70% поступлений по данной позиции составят налоги на товары – НДС (13 486,5 млн руб.), акцизы (2178,5 млн руб.) и другие, относимые к данной группе (717,5 млн руб.).

Неналоговые доходы должны составить 3735,3 млн руб. (в 2022 г. – 2991,0 млн руб.), штрафы вырастут на 42,6% – с 132,5 до 189 млн руб., однако этого увеличения недостаточно, чтобы нарастить доходы бюджета на требуемые 5534,9 млн руб.

Откуда же Минфин рассчитывает получить прирост поступлений? От безвозмездных поступлений от иностранных государств – на данную позицию приходится увеличение на 4550 млн руб. относительно значения прошлого года, что составляет более 80% ожидаемого прироста доходов бюджета. Несложно догадаться, что речь идет о межбюджетных трансфертах из российского бюджета, предусмотренных договором об общих принципах налого­обложения по косвенным налогам, о которых мы писали ранее.

Таким образом, основным источником дополнительного финансирования, который позволит увеличить доходы бюджета в 2023 г. почти на 20%, станут выплаты из российской казны. Налоговые доходы планируются ниже уровня прошлого года, а по неналоговым правительство закладывает рост на 24,9%.

В лидерах – расходы на национальную оборону

Крупнейшей расходной статьей, как и прежде, является общегосударственная деятельность: на данные цели будет выделено 17 887,5 млн руб., что составляет более половины всех расходов бюджета. По сравнению с текущим годом в 2023 г. расходы по данной позиции вырастут на 15,4%.

Сюда входят выплаты на обслуживание государственного долга (4075,7 млн руб., +15,7%), межбюджетные трансферты местным бюджетам (7619,5 млн руб., +27,8%) и внебюджетным фондам (1934 млн руб., +11,3%), деятельность госорганов общего назначения (1050 млн руб., +19,5%), международная деятельность (348,6 млн руб., –0,6%), пополнение и поддержание государственного материального резерва (238,2 млн руб., –10,9%), финансирование фундаментальных и прикладных исследований (363,6 млн руб., +19,3%).

Сокращено финансирование, направляемое в резервный фонд Президента: если в 2022 г. на эти цели выделялось 1169,1 млн руб., то в 2023 г. – 664,1 млн руб. Ранее мы отмечали, что данный фонд все больше приобретает функции оперативного резерва. В соответствии с законодательством данные средства могут быть использованы для дополнительного повышения зарплаты государственным служащим и работникам бюджетных организаций, пенсионного обеспечения военно­служащих, финансирования расходов, связанных со строительством (реконструкцией) объектов, включенных в региональные инвестиционные программы, а также автомобильных дорог.

Резко возросли расходы на нацио­нальную оборону – с 1811,8 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. в 2023 г. (+53%), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – с 3114,2 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. и 4069,1 млн руб. в 2023 г. (+30,6%). Если в текущем году эти направления суммарно стоили бюджету 4955,2 млн руб. (16,2% расходов бюджета), то в следующем – 6868,4 млн руб. (18,8% расходов бюджета). Таким образом, по сравнению с 2022 г. финансирование, выделяемое по данным статьям бюджета, увеличено на 1913,2 млн руб.

Расходы на развитие экономики и социальную сферу

На содействие развитию нацио­нальной экономики планируется выделить 4659,6 млн руб. (в 2022 г. – 3793,2 млн руб., увеличение на 22,8%). Средства будут распределены между ключевыми отраслями белорусской экономики. Больше всего средств планируется направить на развитие промышленности и строительства – 1795,8 млн руб., а наибольший прирост по сравнению с текущим годом получит дорожное строительство – отчисления в дорожный фонд будут увеличены с 790 млн руб. до 1017,1 млн руб. (+28,7%).

Финансирование государственной инвестиционной программы в 2023 г. составит 806,3 млн руб., т.е. будет увеличено более чем на 50% по сравнению с текущим годом. Таким образом, государство сыграет важную роль в увеличении инвестиций в основной капитал, которые по планам правительства в 2023 г. должны вырасти на 22%.

В то же время существенно сокращено финансирование расходов по статье жилищно-коммунальные услуги и строительство. Если в 2022 г. на эти цели выделялись 96,3 млн руб., то в 2023 г. – только 6,7 млн руб. Это может объясняться частичной передачей некоторых профильных вопросов на уровень местных бюджетов.

Увеличением отметились все статьи главного финансового документа, которые принято относить к социальной направленности. Расходы на здравоохранение выросли на 12,0% и составили 2103,2 млн руб. без учета инвестиций, направляемых на строительство медицинских учреждений в рамках государственной инвестиционной программы. Расходы на образование увеличились на 11,8% – до 1635,4 млн руб., реализацию государственной социальной политики – на 16,5%, до 2693,7 млн руб. Таким образом, совокупные расходы на три эти сферы составят 6432,3 млн руб., или 17,6% расходной части бюджета.

Несмотря на суммарный рост расходов по этим направлениям на 779,6 млн руб., в относительном выражении доля данных расходов сократилась – в 2022 г. они занимали 18,4% расходов бюджета. То есть в следующем году страна потратит на нацоборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности больше, чем на финансирование социальной сферы, хотя раньше при сравнении данных статей бюджета победа всегда оставалась за «социалкой».

На физическую культуру и спорт выделено 273,8 млн руб. (16,5%). Расходы на культуру составят 182 млн руб. (+16,1%), немногим меньше выделено государственным СМИ – 162,4 млн руб. (+7,5%).

***

Таким образом, помимо традиционного направления расходов социальной направленности, в 2023 г. планируется существенное увеличение расходов, направленных на национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, которые в совокупности занимают большую долю в общих расходах, чем социальные направления. Что же касается доходов бюджета, то их рост во многом определяется ожидаемыми поступлениями межбюджетных выплат от России.

В остальном главный финансовый документ выглядит довольно сбалансированным, а объем налоговых поступлений текущего года, заложенный в качестве ориентира в бюджет, выглядит как создание некоторого запаса прочности и позволяет рассчитывать на то, что значительных отклонений при его исполнении не будет.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений