Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беларусь и Россия унифицируют законодательство по косвенным налогам

Фото: Мария ХРУСТАЛЕВА, neg.by

3 октября 2022 г. в Москве по итогам двусторонних переговоров премьер-министров Беларуси и России Романа Головченко и Михаила Мишустина был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Документом определяется порядок унификации налогового законодательства союзных стран, а также согласовывается размер межгосударственных бюджетных трансфертов для компенсации белорусской стороне потерь от реализации налогового маневра.

Налоговая политика по косвенным налогам – теперь с оглядкой на РФ

Подписание Договора не является внезапным шагом, его заключение было анонсировано еще в феврале 2022 г. как результат реализации одной из 28 союзных программ, утвержденных Декретом Высшего государственного совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. Главной целью подписанного документа стала гармонизация налогового законодательства Беларуси и России, а также углубление сотрудничества в налоговой сфере.

Согласно документу страны-подписанты должны до 1 января 2023 г. привести свое налоговое законодательство, касающееся порядка взимания НДС и акцизов, в соответствие с положениями договора. Так, ставки акцизов на минимальный перечень товаров и услуг, определенный договором, должны быть не ниже размера минимальных ставок, указанных в приложении к документу. При этом Договор предусматривает поэтапное повышение ставок акцизов по всему перечню под­акцизных товаров. По некоторым позициям изменения могут быть довольно существенными. Например, анализ проекта договора, опубликованного российской стороной, показывает, что акцизы на сигареты 1-й ценовой категории за 2023 год могут подрасти с 1311 до 2254 RUR за тысячу, что соответствует 55,60 и 95,60 BYN (сейчас ставка акциза по данной категории товаров – 43,56 BYN).

Аналогично условиями Договора предусмотрено, что основная ставка НДС должна быть не ниже 20%, а пониженная – не меньше 10%. При этом Договором установлено право сторон повышать указанные ставки НДС, в т.ч. в отношении отдельных операций (оборотов) или категорий налогоплательщиков. Кроме того, устанавливаются единые для двух стран перечни операций (оборотов), освобождаемых от уплаты НДС или облагаемых НДС по пониженной налоговой ставке. Приведение белорусского национального законодательства в соответствие с заключенным Договором может способствовать увеличению ставок косвенных налогов, прежде всего акцизов, а также пересмотру оснований для предоставления налоговых льгот.

Трансграничные операции берутся под особый контроль

Договор предполагает также создание интегрированной системы администрирования косвенных налогов. Данная информационная система будет разработана российской стороной и передана в безвозмездное пользование белорусским налоговым органам. В систему будет заноситься информация об операциях налогоплательщиков НДС двух стран, состоящих на учете в налоговых органах на 1 января 2023 г.

Она нужна для сквозного анализа данных по НДС, а также для исключения случаев незаконного использования отдельных положений налогового законодательства стран-подписантов для минимизации налоговых платежей при осуществлении трансграничных операций. Кроме того, в рамках договора планируется создание наднационального налогового комитета, который будет отслеживать соблюдение сторонами установленных договоренностей.

Межбюджетные трансферты в качестве компенсации

Договором предусмотрено предоставление РФ РБ межгосударственных бюджетных трансфертов в качестве компенсации белорусской стороне от реализации в России так называемого налогового маневра, в результате которого Беларусь оказалась вынуждена покупать российскую нефть по ценам, близким к мировым. Размер данных трансфертов будет вычисляться на основании формулы, учитывающей цену нефти URALS, сложившуюся на международных рынках, а также коэффициенты, которые отражают объем поставок нефти и корзину нефтепродуктов, производимых белорусскими НПЗ. Трансферты будут производиться ежемесячно в долларах США на счет Минфина в Нацбанке. Решение данного вопроса однозначно является победой белорусской дипломатии, однако нам еще предстоит узнать цену достигнутого компромисса.

Отметим, что перечисление трансферт российской стороной прямо увязывается с исполнением белорусскими партнерами обязательств по заключенному Договору в части соблюдения требований к ставкам и порядку взимания косвенных налогов, а также полноты и своевременности предоставления информации в информационную систему. Иными словами, РФ оставляет за собой право отказаться от перечисления трансферт в случае выявления нарушений, допущенных РБ.

***

Несмотря на объявленную цель унификации налогового законодательства, документ выглядит скорее как приведение белорусского налогового законодательства в соответствие с российским в максимально мягкой форме. Стороны выбрали наиболее готовые для этого аспекты налогового законодательства, касающиеся косвенных налогов, а белорусская сторона увязала с решением данного вопроса острый для нашей страны вопрос предоставления компенсаций за реализацию Россией «налогового маневра». Полноценно оценить налоговые последствия можно будет после внесения изменений в НК РБ, но уже сейчас можно сказать, что ставки акцизов по ряду товаров будут изменены в сторону повышения.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений