Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
12.12.2003
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бюджет-2004: а денег опять не хватает

Палата представителей приняла в первом чтении два важнейших для страны доку- мента -- проект бюджета на 2004 год и изменения в некоторые законы по вопросам налогообложения. Планируется, что в следующем году в консолидированный бюджет поступит немноги...

Палата представителей приняла в первом чтении два важнейших для страны доку- мента -- проект бюджета на 2004 год и изменения в некоторые законы по вопросам налогообложения. Планируется, что в следующем году в консолидированный бюджет поступит немногим более 19 трлн.руб. Расходы запланированы в сумме 19,7 трлн.руб. Эти суммы уже не изменятся, при подготовке закона ко второму чтению речь идет лишь о перераспределении средств между отраслями или отдельными категориями населения.

БОЛЬШИНСТВО предлагаемых парламентариями поправок -- это попытка отхватить если не увесистый ломоть, то хотя бы маленький кусочек бюджетного пирога для своих избирателей. Причем это не обязательно прямое выделение средств из бюджета, иногда речь идет о льготе для небольшой группы населения, что, впрочем, сути не меняет: бюджет что-то недополучит. Как отметил министр финансов Николай Корбут, все говорят "дай", и лишь один Василий Хрол выступил с предложением, как пополнить бюджет, призвав ввести 18-процентный НДС на мобильную связь для физических лиц.

Число поправок приближается к сотне, но обсуждение проекта бюджета идет уже несколько недель и многие из них сняты. Министру финансов не позавидуешь: целыми днями он встречается с представителями то одной, то другой постоянной комиссии и убеждает депутатов, что бюджет сверстан профессионально, что он хорошо сбалансирован и корректировать документ не следует. Когда оппоненты не соглашаются, то чаще всего министр в качестве последнего аргумента задает такие вопросы: где эти деньги взять? у кого их забрать? Этот довод действует почти всегда безотказно.

ДЛЯ МНОГИХ депутатов стала неожиданностью отмена нулевой ставки НДС на услуги по производству продукции из давальческого сырья. Глава концерна "Беллегпром" член Совета Республики Национального собрания Эдуард Нарышкин, как только познакомился с проектом бюджета и изменениями в налоговое законодательство, стал бить, что называется, во все колокола. Он возвращался к этой теме на всех встречах с представителями правительства, работниками Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам.

Как только нулевую ставку НДС заменят на ставку в 18%, многие предприятия окажутся перед угрозой закрытия, утверждают члены Палаты представителей. И хотя к предложению депутатов вроде бы с пониманием отнеслись и в правительстве, и в администрации главы государства, но пока согласие на сохранение в законодательстве прежней нормы не получено. (Подробно о проблеме читайте на с.13 в статье "Давальческое сырье: нулевую ставку НДС надо оставить".)

Депутаты-аграрники единодушны в стремлении отменить налог на недвижимость "на строения, расположенные в сельской местности и принадлежащие гражданам, постоянно проживающим и работающим там" и налог на землю для этой же категории граждан. По словам члена комиссии по бюджету, налогам и финансам Светланы Гиль, выступавшей на пленарном заседании с содокладом, разработчики бюджета напрасно не прислушались к предложениям депутатов, звучавшим в течение всего года на встречах с правительством. Причем в Палате представителей почему-то сложилось мнение, что руководство Министерства финансов их понимает, поддерживает и сделает все необходимое, чтобы ликвидировать "возникшую социальную несправедливость по отношению к сельским жителям". Парламентарии не устают повторять, что даже эти небольшие суммы (налог на недвижимость в среднем составляет 8--10 тыс.руб.) непосильны для работников колхозов, где зарплату или задерживают, или выдают продукцией.

Три года подряд нижняя палата парламента пытается внести изменения в порядок распределения фонда поддержки сельхозпроизводителей. Однако Минсельхозпрод считает, что ему виднее, куда направить эти деньги. Аграрники в ходе обсуждения бюджета напомнили, что три года назад рентабельность сельского хозяйства еще была плюсовой, а сегодня она отрицательная. Но, несмотря на это, отраслевое министерство ничего не хочет менять. И сегодня оно не соглашается выделить хотя бы 50% средств фонда на надбавки к закупочным ценам.

Председатель комиссии по аграрным вопросам Александр Азарченков с болью говорил о том, как непросто принимался Закон "О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций". Однако в бюджете на 2004г. на реорганизацию не выделено ни копейки. "Дали хотя бы один миллиард для того, чтобы посмотреть, как этот процесс пойдет на практике, -- подчеркнул А.Азарченков. -- Мы работаем, принимаем законы, а в итоге они совершенно не влияют на отрасль, министерство никаких перемен не желает".

На жилищно-коммунальное хозяйство выделены более значительные средства, чем в текущем году, но если учесть инфляцию и огромное количество проблем ЖКХ, то эти суммы, считают депутаты, ничего не изменят. Поэтому они хотели бы ввести в закон следующую норму: в 2004г. уровень платежей населения за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов) и техническое обслуживание помещений не должен превышать 60% от соответствующих затрат жилищно-коммунальных и иных организаций. Такое положение включено в Закон о бюджете на 2003г. (население должно оплачивать не более 50% затрат).

ИНОГДА создается впечатление, что депутаты и работники Минфина разговаривают на разных языках или живут в разных государствах, законодательная база которых существенно отличается. В качестве примера можно назвать обсуждение поправки, авторами которой являются Николай Куцко и Виталий Кулик. Они предлагают налог на недвижимость оставлять "по месту нахождения объектов, облагаемых налогом", то есть уплаченные тем или иным предприятием деньги должны пополнять местный бюджет. Сотрудники Минфина, а позже к ним присоединились налоговики, не могли взять в толк, чего хотят депутаты и убеждали их, что такая норма в законодательстве есть и успешно действует. Однако под напором доводов членов разных комиссий чиновники вынуждены были согласиться, что, по-видимому, проблема существует. Кстати, был назван такой факт: объединение "Белоруснефть" состоит из 19 структурных подразделений, 16 из них находится на территории Речицкого района, но ни одного рубля налогов на недвижимость от них в местный бюджет не поступает.

Оказывается, платежи попадают в бюджеты областей и г.Минска. Если предприятия и их филиалы находятся в пределах одной области, то облисполкомы имеют право принять решение, куда, в какие районы направлять эти средства. Но подобные решения на практике принимаются не всегда, и заставить председателя облисполкома вернуть эти средства в район иногда очень непросто. Для того чтобы "закрыть тему", заместитель министра по налогам и сборам Лариса Кондратова пообещала включить норму об обязательном перераспределении средств в методические указания по исчислению налога на недвижимость.

Есть предложение исключить из бюджета средства Фонда социальной защиты населения, выделить ассигнования для открытия загранучреждений в Греции и Испании, отменить для граждан Беларуси сбор за пересечение нашей границы. Судьба этих и других норм станет известной 15 декабря, когда Палата представителей будет рассматривать бюджет-2004 и налоговые законы во втором чтении.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений